Да, тогда очень много народу попало. ТНК - Сиданко всегда ! Иногда Торэко. Правда как только открылись, бензин у них лучше был. А Лохойл... Я лучше встану без бензина на дороге, чем там заправлюсь.
ФРАНЧАЙЗИНГ ПО-ЛУКОЙЛОВСКИ
Коммерческая концессия (франчайзинг) служит эффективным механизмом интеграции крупных компаний с малым и средним бизнесом, считает вице-президент ОАО "ЛУКОЙЛ" Вагит ШАРИФОВ
- В мировой экономике франчайзинг успешно практикуется уже не один десяток лет. Для России же, по понятным причинам, коммерческая концессия является делом новым и малоизученным. Не могли бы вы, Вагит Садиевич, охарактеризовать суть и привлекательность данного метода, одним из пионеров внедрения которого в нашей стране выступил "ЛУКОЙЛ"?
- Речь идет о передаче от одного юридического лица другому прав собственности на торговую марку, фирменную услугу, идею, технологический процесс, патент, специализированное оборудование, а, следовательно, наработанные годами репутацию, деловые связи, ноу-хау. Подобное сотрудничество позволяет осваивать новые сегменты рынка при минимальных затратах. В соответствии с договорами коммерческой концессии пользователи принимают на себя начальные расходы на создание или модернизацию предприятия. К тому же компания-правообладатель перекладывает на них все издержки по содержанию объектов - налоги, зарплату и т.п.
Такова вкратце суть и привлекательность франчайзинга в "классическом" варианте. В концепции развития коммерческой концессии, утвержденной правлением ОАО "ЛУКОЙЛ" весной 1998 года, учтены не только общепринятые базовые принципы, но и специфика состояния отечественной промышленности, современная экономическая ситуация и даже так называемый российский менталитет.
В условиях командно-административной системы многие АЗС и нефтебазы размещались без учета экономической целесообразности, обслуживая либо отдельные промышленные и сельхозпредприятия, либо чьи-то местнические амбиции. На таких АЗС реализовывалось от 300 до 500 литров бензина в сутки, тогда как для самоокупаемости минимальный объем продаж должен быть в 10-15 раз больше. Ясно, что эти нерентабельные "точки" обременяли экономику динамично развивающейся компании, отрицательно влияли на конкурентоспособность и прибыльность всей сбытовой деятельности.
Мы использовали франчайзинг как для освоения новых рынков, так и для избавления от убыточных объектов. В первый же год удельные затраты на реализацию тонны нефтепродуктов снизились более чем в 3 раза: с 600, а в отдельных случаях с 800 рублей, до 200 рублей. Причем "ЛУКОЙЛ" пошел не проторенным путем примитивных продаж нерентабельных АЗС. Мы передавали их пользователям на четких обоюдовыгодных условиях.
- Чем объяснить крутой рост эффективности еще недавно убыточных АЗС?
- На мой взгляд, тому есть несколько причин. Выделю две из них. Во-первых, новые хозяева, используя преимущества работы под эгидой крупной компании, производящей нефтепродукты, сохраняют конъюнктурную и коммерческую гибкость, свойственную небольшим фирмам. Во-вторых, арендаторами зачастую становятся структуры, имеющие налаженные связи с региональными администрациями, что позволяет получать определенные льготы.
Следует отметить, что договоры франчайзинга заключаются не абы с кем, а на конкурсной основе. Есть возможность выбора наиболее подготовленных к этому виду деятельности пользователей. В то же время предприятия остаются собственностью материнской компании со всеми вытекающими отсюда последствиями. "ЛУКОЙЛ" сохраняет контроль за их деятельностью. Таким образом, исключена возможность потери влияния на уже освоенных рынках.
- Какие требования предъявляются к желающим подписать договор франчайзинга с "ЛУКОЙЛом"?
- Приоритет отдается тем, кто соответствует следующим критериям: опыт работы на рынке нефтепродуктов, в том числе розничном; наличие квалифицированных кадров; способность оперативно реагировать на изменение конъюнктуры; возможность представления дополнительных услуг потребителям; знание нормативно-технической документации. Коммерсант, отвечающий этим требованиям, имеет реальный шанс стать арендатором на срок не менее пяти лет.
Есть еще два обязательных условия. Первое - реализация нефтепродуктов должна быть не меньше, чем до передачи объекта в аренду. Причем если компания, руководствуясь своими стратегическими целями, запланирует рост сбыта, то и концессионер обязан его достичь. Второе условие - продажа нефтепродуктов только родной компании. "ЛУКОЙЛ" полностью принимает на себя удовлетворение заявленных потребностей арендованных АЗС или нефтебаз в товаре, а те обязуются продать его и по графику вернуть деньги.
За нарушение установленных правил предусмотрена система штрафных санкций и неустоек. Крайняя мера - расторжение договора франчайзинга.
В заключенных соглашениях оговорены обязательства концессионера по отношению к персоналу. Нельзя понизить зарплату сотрудникам, а уволить их можно не ранее, чем через полгода после начала действия договора.
- А что если "ЛУКОЙЛ" не выполнит своих обязательств перед концессионерами?
- В таком случае предприятие, не обеспечившее поставку заявленного количества нефтепродуктов, обязано дать разрешение на закупку у других компаний.
- Не угрожает ли широкое распространение франчайзинга открытием дополнительных каналов сбыта подделок, как говорится, контрафактной продукции. Надеешься, что заправил авто лукойловским бензином, а в баке вдруг окажется самопальный суррогат?
- Еще до заключения договора мы доводим до сведения потенциального партнера существующие стандарты качества нефтепродуктов компании. При продаже горючего или масел, не отвечающих этим требованиям, пользователь возмещает правообладателю понесенные убытки и уплачивает неустойку в размере 10 процентов от стоимости "нестандартного" товара. На устранение недостатков и уплату неустойки дается пятидневный срок. На это время реализация нефтепродуктов приостанавливается.
Действует жесткая система контроля. И не только качества или происхождения реализуемой продукции. Отслеживаются графики поставок, финансовая документация, осуществляется экологическая экспертиза технологических процессов на АЗС и нефтебазах.
Особо отмечу внештатную службу контроля. Она создана для проверки, в том числе негласной, деятельности франчайзинговых объектов. В этом участвуют нефтеинспекции и правоохранительные органы.
Для определения подлинности своей продукции "ЛУКОЙЛ" со второго квартала 2001 года окрашивает два вида бензинов массового потребления: А-76 (80) - в красный и Аи-92 - в голубой цвет. Кроме того, в их состав вводятся скрытые биологические маркеры иммунного свойства. Аналогичные меры приняты для защиты от фальсификации высокоэффективных моторных и трансмиссионных масел.