Чтобы авто не развалилось: как выбрать по классу прочности болты, винты и шпильки

Сегодня авторынок буквально заполонили дешевые китайские запчасти и крепления, которые многие водители воспринимают как решение всех проблем, позволяющее неплохо сэкономить. Но стоит ли игра свеч, ведь не секрет, что для изготовления таких деталей используется самое посредственное литье с максимальной хрупкостью и пластичностью и, как следствие, с минимальным запасом прочности.

Что определяет класс прочности

Для того чтобы понять, насколько целесообразной является экономия на крепежных элементах для авто, не помешает углубиться в суть вопроса. И прежде всего речь пойдет о таких важных моментах, как классификация и способы обработки стали, из которой отливают всевозможные винтики и шайбы.

Детали для машины

Тип стали

Приобретая очередной болтик для авторабот, мало кто задумывается над тем, из стали какой маркировки он был отлит. И совершенно напрасно, ведь от этого нюанса напрямую зависит износоустойчивость крепления, что однозначно должно соответствовать его основному предназначению.

Так, одно дело, когда речь идет о крепежных элементах, предназначенных для фиксации деталей с незначительной нагрузкой на само соединение. Но совсем иначе будут обстоять дела, если вдруг именно на этом болте будет держаться громоздкая конструкция или, что еще хуже, рабочий узел, часто пребывающий в динамике.

И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что для сложных механизмов используются крепления из высокопрочной стали, иначе есть риск «развалиться» прямо во время движения, со всеми вытекающими отсюда вероятными последствиями.

Классификация стали

Так, согласно действующей на сегодняшний день классификации, существует 11 классов прочности углеродистых сталей, каждый из которых представляет собой комбинацию из двух цифр, разделенных между собой точкой. 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9 – именно так выглядит маркировка, в которой первая величина, измеряемая в мегапаскалях, обозначает одну сотую часть номинального временного сопротивления (в дальнейшем по тексту НВС), эквивалентного пределу прочности по показателю растяжения.

Если же проводить расчеты в килограмм-силах на квадратный миллиметр, то первая маркировочная цифра будет учитываться как одна десятая части НВС. Что же касается второй цифры, то она определяет предел текучести, под которой подразумевается напряжение, дающее старт пластическим деформационным процессам.

Вид обработки

Стоит отметить, что для каждой из одиннадцати существующих типов маркировки креплений актуальны свои способы обработки. Сюда же стоит отнести и дополнительную термическую обработку для закаливания металла, необходимость которой также тесно взаимосвязана с классификацией литья.

Обработка стали

К примеру, маркированная 35-я сталь является вполне пригодной для изготовления болтов, степень прочности которых соответствуют классификатору 5.6.

Данная маркировка подходит для токарных и фрезерных установок, на которых производится механизированная обточка элементов. Для объемной штамповки на высадочном прессе актуальными будут считаться уже более высокие маркировки 6.6 и 6.8, тогда как 8.8 идет в ход уже тогда, когда изготовленные любым из перечисленных способов крепления будут подвергаться закаливанию.

Как выбрать болты, винты и шпильки

Более или менее углубившись в суть вопроса, уже не так страшно отправляться в строительные маркеты за болтами и прочими креплениями. А так как ориентироваться придется исключительно по маркировке изделий, настоятельно рекомендуется запомнить, что подобную штамповку имеют только болты-шестигранники, цилиндрические винты с внутренними шестигранными пазами для закручивания, а также гайки и шпильки.

При этом на болтах подобные обозначения следует искать сразу под фирменным штампом производителя, часто совпадающим с торцевой частью головки изделия. Еще важнее запомнить, что отсутствие разделительной точки между цифрами маркировки свидетельствует о том, что крепление было отлито из мартенситной стали низкоуглеродистого типа.

Выбор деталей

В то же время наличие одного или двух штрихов в этом месте обозначает класс прочности. Отсутствие же специфических рисок в этом месте говорит о том, что перед покупателем крепление маркировки не выше 6.8.

А вот со шпильками дела обстоят несколько иначе, поскольку класс прочности на них обозначается с помощью специальных зашифрованных условных обозначений. Среди них черная жирная точка (8.8), плюсик (9.8), квадратик (10.9) и треугольник (12.9). А чтобы эти значки не стерлись от времени или чрезмерно интенсивной эксплуатации, предусматривается их углубленная проштамповка на торцевой части крепления.

С гайками все просто и сложно одновременно. Так, с одной стороны здорово, что производители маркируют весь торец. Но иногда возникают проблемы, поскольку применяются если не откровенно старые, то устаревшие ГОСТы, начиная с ГОСТ 1759.0-87 по ТУ и заканчивая ГОСТ Р 52628-2006.

Оценить статью
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
0
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии (0)
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.

Adblock
detector