Газовое оборудование: что это такое, применение в автомобилестроении

Газовое баллонное оборудование (ГБО) позволяет заменить в бензиновом двигателе собственно бензин сжиженным газом, причем можно на выбор использовать в качестве топлива либо газ, либо бензин.

Стоимость сжиженного и природного газа существенно ниже стоимости бензина, поэтому все чаще на дорогах можно встретить автомобили, оборудованные ГБО, несмотря на то, что расход газа выше расхода бензина (в любом случае автолюбитель экономит до 40% денежных средств). Более того, по мнению экспертов, газ является более экологичным видом топлива по сравнению с бензином, поскольку выделяется меньше углекислого газа и других вредных веществ.

 

 

Установка ГБО возможна для любого ДВС, использующего в качестве топлива бензин. Есть несколько поколений ГБО. По сути оборудование дублирует контур подачи топлива в двигатель, поэтому существенно уменьшается риск поломки в дороге. В комплекте ГБО присутствуют:

  • Газовый баллон.
  • Газовая магистраль.
  • Редуктор с интегрированным испарителем (подогревателем).
  • Клапан переключения бензин/газ.
  • Электронный блок управления (ЭБУ) в более поздних поколениях.
  • Система впрыска.

При помощи испарителя редуктора жидкий газ преобразовывается в пар (в первом поколении испаритель был отдельным элементом), сам редуктор регулирует давление в контуре.

Газ для ГБО

В большинстве случаев на АЗС вас заправят сжиженным газом (Второе название СУГ – сжиженный углеводородный газ). Газ превращают в жидкость, охлаждая до низких температур при высоком давлении. Это облегчает его хранение в баллонах при давлении до 16 Атм.

Для изготовления СУГ используются следующие газы:

  • Пропан технический либо автомобильный.
  • Смесь пропан/бутан.
  • Бутан технический.

Кроме того, есть ГБО, рассчитанное на использование метана (природного газа). Природный газ не сжижается, а сжимается, поэтому давление в баллоне может достигать 200 Атм. Во всем остальном разницы нет.

 

 

Поколения и их особенности

С момента разработки первого варианта ГБО оно прошло 5 модернизаций. Наиболее совершенной сегодня является 6 генерация оборудования. В нашей стране чаще всего можно встретить оборудование второго и четвертого поколений. В системах первой и второй генераций используется моновпрыск топливовоздушной смеси. По сути газ подается к впускному коллектору перед дроссельной заслонкой. Если у автомобиля есть инжектор, то необходима дополнительная установка эмулятора работы форсунок.
Третья генерация отличается тем, что в оборудование интегрирована система распределенной подачи газа на каждый цилиндр. Частично оборудование управляется электроникой (снимаются данные датчика кислорода).

В четвертой генерации появился собственный ЭБУ, а также распределенная система впрыска топлива. Система рассчитана как на использование сжиженного газа, так и метана. В зависимости от того, какой газ планируется для использования, устанавливается специальный редуктор и баллон, а также несколько других особых деталей.

5 и 6 поколения являются наиболее технологичными с высоким КПД. Это позволяет практически не терять мощность двигателя. В этих поколениях были проделаны существенные модернизации оборудования. В ГБО используется сжиженная форма газа, то есть надобности в редукторе нет. В баллоне присутствует топливный насос (по типу обычного бензобака), а жидкое топливо поступает непосредственно в цилиндры. Отличия 5 и 6 генераций в том, что последняя подключается к штатной топливной магистрали, то есть вмешательство в серийный двигатель минимальное.

Оценить статью
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
0
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии (0)
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.

×