24-милионный мегаполис поражает своим размахом, но и проблем для людей, управляющих транспортным средством, порождает немало. Раньше в Шанхае случались такие пробки, что можно было зависнуть в них на целый день. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Правда, не столько за счёт обустройства дорожных развязок, сколько путём наложения всевозможных ограничений.
Обстановка в Шанхае на улицах и не только
В 90-ых годах именно здесь открыли фондовую биржу, и денежки потекли полноводной рекой. Чиновники не прибрали финансовые потоки к рукам, а часть доходов пустили на построение дорог, развязок и многоуровневых эстакад.
Под Шанхаем проложили метро, общая длина веток которых составляет 420 км, соединив пригороды с центром и начав развивать инфраструктуру и там. Средняя зарплата жителей мегаполиса составляет 800–900 долларов, пенсия колеблется в пределах $600. Правда, на пособие от государства могут рассчитывать исключительно госслужащие.
Чтобы хоть как-то управлять всей этой махиной, просыпающейся рано утром и не стихающей до позднего вечера, на перекрёстках оживлённых улиц в Шанхае можно встретить регулировщиков, одетых в жёлтую форму, непрерывно свистящих в свисток и размахивающих красными жезлами.
Хочешь кататься? Нужно раскошелиться!
Зарплаты у людей хорошие, машины стоят недорого. Почему бы не прикупить средство индивидуального передвижения? Оказывается, не всё так просто в китайском мегаполисе.
Чтобы значительно уменьшить образование пробок, местные власти не стали тратиться на расширение дорог, а ограничили продажу номерных знаков. Получается, машину ты приобрести можешь, а вот выехать на ней без номеров – никак.
В очереди на получение госномеров записано более чем 200 тысяч шанхайцев. А количество регистрационных номеров, выделяемых в продажу ежемесячно, не превышает 10 тысяч экземпляров.
При этом неважно, как давно ты записался в хвост этой очереди. Главное, чтобы у тебя в карманах не свистел ветер. Ведь номера попросту продают с… аукциона. При стартовой цене в $12,8 тыс. за госзнак порог верхней суммы никто не может предсказать. К примеру, номер с пятью девятками был куплен зажиточным владельцем за миллион юаней или 145 тыс. долларов.
Та же беда с мотоциклами. Приобретя двухколёсный транспорт, к примеру, за 90 тыс.юаней, придётся выложить примерно столько же за государственный номер. Так что приходится бедолагам выкручиваться, катаясь на электроскутерах или электромопедах.
Подобные ограничения очень нервируют автопроизводителей, но куда деваться – приходится следовать установленным правилам.
Преступление и наказание
Гостям Шанхая, прибывшим в город на автомобилях с номерами своих регионов, тоже не позавидуешь. На главные магистрали и мосты им въезд запрещён. А если нарушат правила, камеры фиксации нарушений тут же запеленгуют и вышлют штраф в 200 юаней.
В другом китайском городе Пекине в борьбе с пробками используется другой метод: выезжать разрешается только в день недели, который заложен в номере.
Кроме этого, с водителя-наглеца спишут 3 штрафных балла из 12-ти, которые выделяются на весь год. Три-четыре запрещённых моста — и всё, права отбираются. Будь добр, снова проходи обучение и сдавай экзамены, чтобы получить новое водительское удостоверение.
Поддержка местных производителей
Подобные суровые новшества спасают автоиндустрию от разорения только благодаря огромной населённости страны. К примеру, за 2020 год в стране продано 25,2 млн. новых машин. Для сравнения: в 2016 году этот показатель составлял всего 22,8 миллиона.
Тройку лидеров по продажам составили Volkswagen, Toyota и Honda. Им в спину дышат Buick, Hyundai, Nissan, Ford. Также на дорогах Шанхая нередко можно встретить Changan, Haval, Geely, Baojun, Kia, Audi, Chevrolet, BMW. Снуют по улицам мегаполиса и другие китайские модели рангом пониже.
На продажу транспортных средств также установлены ограничения. Автомобилям, произведённым за пределами Китая, нет места на авторынке. Чтобы получить это право, автоконцерн обязан построить завод в стране, причём обязательно взять себе в партнёры китайцев.
Чтобы избежать совместного предприятия для производства своих моделей, BMW придумали другую фишечку: просто привлекли местных инвесторов. По-видимому, изучили горький опыт Audi. Те внедрили свои технологии, обучили китайских специалистов, как с ними работать. А те, как водится, все секреты воплотили в дальнейшем для производства чисто китайской техники.
Уступи дорогу!
Но вернёмся к дорожной обстановке в Шанхае. По сравнению с Пекином и Чунцином водители здесь более толерантны. Ездят аккуратно, уступают дорогу пешеходам, не выезжают на перекрёсток при красном сигнале светофора.
Разве что какой-нибудь нахал без тени улыбки на лице попробует втиснуться перед вами с другого ряда. И другого выхода, как пропустить его, у вас не окажется.
Недавно на улицах города повсюду развешали знаки, запрещающие подавать звуковые сигналы. Так что даже в самой длинной пробке не услышишь звука клаксона.
У китайского автопрома большое будущее. Эксперты прогнозируют, что лет через пять дороги оккупируют электрокары и беспилотники. А развитие новых технологий позволит побороть такую дорожную напасть, как пробки, не только в Шанхае, но и других китайских мегаполисах.