Кастером называется угол, который образован вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. Положительный кастер предполагает наклон оси поворота колеса назад относительно направления движения, при отрицательном – вперед.
На примере автомобиля «Самара» заводская настройка кастера составляет 0 град. 20 мин. и может отклоняться в пределах 30 мин. в одну из сторон. Весьма широкие границы – почти от плюсового градуса до минусовых 10 мин.
Что определяется кастером
При нулевом угле наклона стойка находится в полностью вертикальном положении. Отрицательный кастер ведет к смещению колеса к передней двери, а положительный – к бамперу.
На Самарах регулировка кастера проводится при помощи регулировочных шайб, которые можно подкладывать под элементы передней подвески – кронштейны передних рычагов (растяжек).
Если шайбы убираются, стойка заваливается назад в пределах 50 минут. Если же говорить с точки зрения опыта, то на множестве «Самар» и «десяток», «Приор» и «Калин» пожилого возраста стойка со временем заваливается вперед, что обусловлено ударами и усталостью металла, причем попытки возврата кастера в первоначальное положение не всегда могут увенчаться успехом, даже если избавиться от всех шайб.
Чем дальше в «положительную» область смещается кастер, тем автомобили (больше переднеприводные) становятся более стабильными на высокой скорости, также положительный кастер минимизирует «виляние» автомобиля, который меньше чувствует колею и неровности.
Важность настройки кастера не только в том, что от него напрямую зависит стабильность движения на высоких скоростях, но и в том, что от него зависит настройка углов развала и схождения, которые меняются в зависимости от того, в каком положении находится кастер. Именно поэтому регулировка углов передних колес должна начинаться именно с регулировки кастера. После можно переходить к развалу и завершать регулировку схождением, помня о взаимосвязи всех углов.
Особенности выбора угла кастеров
Чаще всего выбор углов зависит от самого «развальщика». Это не так хорошо, как кажется на первый взгляд, поскольку множество этих специалистов с увеличением опыта начинают руководствоваться правилами, которые они сами себе придумали, причем эти правила довольно редко совпадают с теорией. В результате у автомобиля, доверенного одному из таких «кулибиных», ухудшается управляемость, а шины преждевременно приходят в негодность. Следовательно, рекомендуем внимательно присматриваться к итоговым показателям углов и сравнивать из с рекомендуемыми в руководстве к эксплуатации для конкретного автомобиля. Если заметили оплошность – не стесняйтесь указать на это работнику.
Какой же кастер установить
Если кастер является регулируемым, то, к примеру, в Самаре, как уже было написано, максимальный положительный кастер составляет 50 минут. Для других переднеприводников рекомендуем устанавливать кастер также как можно дальше в плюс, но исключительно в рамках допусков, установленных автопроизводителем. Благодаря этому у автомобиля улучшится курсовая устойчивость на высоких скоростях и появится «самостабилизация» руля в околонулевом положении. Правда, если будет небольшое отклонение от базовых допусков (для Самары, к примеру, до 10-15 минут), то никаких проблем не будет
Установка кастера на полный ноль (то есть вертикально) приведет к тому, что руль, не усиленный усилителем, будет казаться немного тяжеловатым, он будет всеми силами пытаться вернуться в первоначальное положение. Но неудобства вы будете чувствовать всего несколько минут, пока не привыкнете.