Кому можно не покупать полис ОСАГО?

В течение длительного срока в России действует закон об автогражданской ответственности. Он гласит, что каждый собственник транспортного средства, попадающего под нормативы, должен ежегодно оформлять полис ОСАГО.

Тем не менее многих владельцев ТС интересует вопрос: можно ли управлять машиной без наличия «автогражданки»? Казалось бы, ответ лежит на поверхности — нет! Езда без договора ОСАГО запрещена и наказывается определёнными штрафами. Однако в законе предусмотрены случаи, когда езда без «автогражданки» разрешена совершенно официально.

В каких ситуациях можно управлять транспортным средством без ОСАГО и для какой техники его оформлять не нужно?

Полюсы ОСАГО.

@osago-online-kalkulyator.ru

Когда отсутствие полиса ОСАГО — не проблема

Отвечая на вопрос: «Сколько можно передвигаться без «автогражданки»?», — большинство водителей, да и сотрудников ГИБДД, скажет — нисколько. Ведь действующее законодательство обязывает каждого владельца ТС своевременно покупать полис и предъявлять его при первой необходимости сотрудникам дорожной инспекции.

Но столь категоричный ответ верен отчасти. Конечно, если авто находится в собственности в течение какого-то времени, то водитель обязан иметь на руках «автогражданку», а за её отсутствие быть готовым к определённым санкциям. Причём решение сотрудников госавтоинспекции в этом случае будет абсолютно законным, потому спорить или попытаться обжаловать вынесенный вердикт бессмысленно.

Инспектор останавливает машину.

@ex-roadmedia.ru

Несмотря на всю суровость действующего законодательства, есть ряд случаев, когда отсутствие «автогражданки» считается допустимым. А значит, ответ на вопрос: «Можно ли без проблем передвигаться без «автогражданки»?» — в некоторых ситуациях будет звучать положительно.

Случаи, когда можно не приобретать полис

Первое, что приходит на ум при ответе на интересующий вопрос, это ситуация, когда транспортное средство было только что приобретено. Владелец совершенно законно может передвигаться без оформления «автогражданки» в течение десяти дней.

Справка. Соответствующее положение было закреплено Верховным Судом Российской Федерации в 2014 году и прописывается в постановлении № 12-АД13-3.

Интересно, что подобной лазейкой пользуются некоторые недобросовестные владельцы транспортных средств. Они заключают сразу несколько фиктивных договоров, и после каждого отсчёт десяти дней, установленных законом, начинается заново. Формально автолюбители ничего не нарушают: постановление о 10 днях есть, срок не превышается. Однако в некоторых случаях владельцы ТС могут столкнуться с определёнными неприятностями.

Проверка полиса.

@devchurik.ru

Также «автогражданку» можно не оформлять в следующих ситуациях:

  1. Если обязательное страхование оформлено при помощи другого способа. Например, люди с иным гражданством, посещающие территорию РФ на короткий срок или прибывшие проездом, могут воспользоваться «Зелёной картой» — международный вариант автострахования.
  2. Если ОСАГО оформлен не на владельца ТС, а на другое лицо. Соответствующее положение описано в Гражданском Кодексе Российской Федерации и в Законе «Об организации страхового делопроизводства».
  3. Если транспортное средство оформлено на консульство, посольство иного государства или дипломатическую миссию. Действует дипломатический иммунитет, а это означает, что в случае ДТП дело будет рассмотрено по другим правилам.

Транспортные средства, для которых полис не нужен

Также страховку можно не оформлять, если ТС:

  • имеет максимальную скорость не более 20 км/ч;
  • не относится к перечню техники, на которые распространяется положение о допуске ТС к участию в дорожном движении;
  • принадлежит к военизированным службам РФ, за исключением машин для осуществления хозяйственно-бытовых нужд (автобусы, легковые модели);
  • относится к группе неколёсной техники — аэросани, гусеничные, полугусеничные и прочее;
  • является прицепом к легковому автомобилю, принадлежащему гражданскому лицу — в этом случае оформлять дополнительный полис не требуется;
  • зарегистрировано в другом государстве и имеет действующую страховку международного образца «Зелёная карта».

Риски и проблемы при отсутствии полиса ОСАГО

Самая главная неприятность, которая может случиться, если нет «автогражданки», — при дорожно-транспортном происшествии незадачливому автолюбителю придётся возмещать причинённый урон из своего кармана.

Столкновение авто.

@ssm22.ru

Случается, сумма ущерба после ДТП выше той, которая выплачивается в рамках ОСАГО. Неудивительно, что многие владельцы транспортных средств оформляют дополнительные договоры.

Это правило описано в пункте пятом ст. 4-ФЗ об Автогражданской ответственности. Если подобный договор был оформлен, страховая компания будет обязана возместить полную стоимость ремонта пострадавшего ТС. Конечно, цена подобного варианта несколько дороже обычного, но в этом случае риск полностью оправдывает потраченные средства.

Также нужно упомянуть о ситуации, когда водитель оформляет фиктивные договоры купли-продажи. Велика вероятность, что настанет далеко не прекрасный момент, когда одна из сторон обратится в суд и попросит признать договор недействительным. Ведь в этом случае денежные средства не передаются, а сделка не оформляется.

Получается, что все установленные законом сроки на осуществление регистрационных действий пропущены. А это карается не только санкциями за управление ТС без «автогражданки», но и штрафом за езду на неоформленной технике. Законом установлено следующее наказание:

  • за первое нарушение — от 500 до 800 рублей;
  • за последующее — в размере 5 000 или лишение свободы сроком от одного года до трёх лет.

Не стоит забывать и о штрафе за езду без договора ОСАГО. Причём взимается он столько, сколько раз было зафиксировано нарушение. Например, если водитель — очень невезучий человек, и за 10 километров пути его остановили и проверили документы 5 раз, он уплатит установленную законом сумму пять раз.

Когда полис бесполезен: от чего не защищает ОСАГО

Большинство владельцев ТС уверены, что будут защищены со всех сторон, оформив «автогражданку». Однако возможности ОСАГО не безграничны, и в ряде ситуаций он не защитит. К таким случаям относятся:

  1. Владелец ТС — виновник ДТП. В рамках страховки компенсируется фиксированная сумма ущерба — не более 400 000 рублей. При серьёзной аварии или повреждении дорогостоящего транспортного средства этой выплаты может не хватить, чтобы полностью покрыть издержки. Разницу виновнику ДТП придётся выплачивать из своего кармана. Кроме того, повреждения на собственном автомобиле владельцу придётся устранять самостоятельно.
  2. Владелец ТС — пострадавший. Высчитывая размер компенсации, страховщик учитывает износ автомобиля, основываясь на стоимости старых запчастей, цена которых на момент ДТП может быть в несколько раз дешевле новых. А значит, для полного ремонта суммы выплаты не хватит, и владельцу придётся доплачивать самостоятельно.
  3. Не установлен виновник аварии. В этом случае или если авто было угнано, поцарапано хулиганами, повреждено деревом, ЛЭП, выпавшим градом, то речи о возмещении ущерба по ОСАГО не идёт. Сюда же стоит отнести прочие условия: военные действия, гражданскую войну, ядерный взрыв, забастовки, обстоятельства неопределённой силы, цунами, торнадо и прочие природные явления.

Оформление ОСАГО — гражданская обязанность каждого владельца транспортного средства. Конечно, есть некоторые случаи, когда можно обойтись без заключения договора страхования. Однако если произошла авария, вся ответственность и финансовые потери ложатся на плечи виновника ДТП.

Оценить статью
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
0
Поделиться
Комментарии (0)
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector