Недостаточная и избыточная поворачиваемость автомобиля. Что они собой представляют и что на них влияет?

Как выйти из заноса? Что делать, зависит от того, является ли это недостаточной или избыточной поворачиваемостью. В обеих ситуациях поможет электронная система стабилизации движения ESP, но знать разницу между двумя видами заноса все же стоит. Мы объясняем, что такое недостаточная и избыточная поворачиваемость, что их вызывает и как с этим бороться.

Пробуксовка автомобиля при прохождении поворотов не всегда одинакова. В зависимости от того, скользят передние или задние колеса, мы имеем дело с недостаточной или избыточной поворачиваемостью. Поведение автомобиля во время поворота во многом обусловлено его конструкцией, но не только. Также большое значение имеет износ отдельных деталей, например автомобильных шин, а также техника вождения водителя. В чем разница между недостаточной и избыточной поворачиваемостью и как вести себя в обеих ситуациях? Автоматическое нажатие на педаль тормоза не всегда является хорошим решением.

Что такое недостаточная поворачиваемость?

Недостаточная поворачиваемость автомобиля — это явление заноса передних колес автомобиля. Он появляется, когда, несмотря на вращение колес, передняя часть автомобиля начинает выходить из поворота, и автомобиль изо всех сил пытается продолжать движение прямо. Поворот автомобиля происходит по гораздо большей дуге, чем при повороте колес автомобиля. Чем выше скорость, тем больше угол увода, т. е. между плоскостью колес и направлением движения. В крайних случаях недостаточная поворачиваемость может быть настолько велика, что автомобиль практически не реагирует на руль. Недостаточная поворачиваемость наиболее характерна для переднеприводных автомобилей.

Что такое избыточная поворачиваемость?

Избыточная поворачиваемость автомобиля представляет собой проскальзывание задних колес. При этом автомобиль не пытается расширить вираж, наоборот – передние колеса держат правильную траекторию. Эффект заноса с избыточной поворачиваемостью заключается во вращении автомобиля вокруг собственной оси. Образно говоря, задняя часть автомобиля пытается обогнать переднюю. Если водитель ведет себя некорректно и не использует контратаку, машина может полностью развернуться и даже перевернуться.

Занос с контролируемой избыточной поворачиваемостью – это техника вождения, используемая в автоспорте, например в ралли. Однако наиболее характерным видом спорта, в котором используется избыточная поворачиваемость, является дрифт. Однако использование подобных маневров при движении по дорогам общего пользования очень опасно.

Недостаточная и избыточная поворачиваемость автомобиля

Что влияет на поворачиваемость?

Наиболее распространенной причиной заноса, как недостаточной, так и избыточной поворачиваемости, является превышение скорости. Когда центробежная сила больше, чем сцепление, создаваемое шинами автомобиля, проскальзывание колес становится вопросом времени. Конечно, может произойти даже пробуксовка колес, но большинство автомобилей склонны к избыточной или недостаточной поворачиваемости. Когда дело доходит до недостаточной поворачиваемости, передний привод и большая нагрузка на переднюю ось являются наиболее важными факторами в этом типе заноса. Что определяет возникновение избыточной или недостаточной поворачиваемости? Наиболее важными факторами являются:

  • скорость – чем она выше, тем больше риск заноса. Однако иногда занос может происходить и на очень низких скоростях, например, на обледенелой дороге;
  • развесовка автомобиля – у автомобилей с передним расположением двигателя передняя ось обычно больше нагружена;
  • тип привода автомобиля – задний привод и большая мощность автомобиля способствуют возникновению избыточной поворачиваемости;
  • состояние и давление в колесах – неравномерный износ протектора или давление в покрышках могут привести к снижению сцепления с дорогой на одной оси. Передние шины изнашиваются быстрее, что увеличивает риск недостаточной поворачиваемости;
  • тип и состояние подвески – большое влияние на поведение автомобиля в поворотах оказывают амортизаторы. Они отвечают за правильное давление колеса на поверхность и гашение вибраций. Возникновение заносов также может быть вызвано люфтом в подвеске или износом стабилизаторов поперечной устойчивости;
  • техника вождения – слишком резкий поворот рулевого колеса на твердой поверхности может привести к заносу как при недостаточной, так и при избыточной поворачиваемости. Иногда также происходит случайный дисбаланс автомобиля, что приводит к избыточной поворачиваемости. Это происходит, например, при маневрировании вокруг препятствия на большой скорости;
  • сцепление с поверхностью – причиной скольжения автомобиля во многих случаях является снижение сцепления с поверхностью, например, во время гололеда или дождя.

Как уменьшить поворачиваемость?

Самый важный способ предотвратить занос – поддерживать автомобиль в хорошем состоянии. Минимальная глубина протектора шин составляет 1,6 мм, однако заменить их стоит, когда останется около 3 мм. Кроме того, помните о возрасте резины – через 8-10 лет с даты производства резиновая смесь твердеет и не обеспечивает должного сцепления с дорогой. Не менее важна эффективность работы амортизаторов и правильная работа подвески.

Совет!

Если вы предпочитаете динамичную езду и быстрое прохождение поворотов, то покупайте покрышки премиум-класса с самыми высокими параметрами.

Однако существуют и другие методы уменьшения явлений и повышения устойчивости транспортного средства. Склонность к проскальзыванию передней или задней оси можно уменьшить за счет:

  • ширины колеса – автошины с большей шириной обычно имеют большее сцепление с дорогой. Чтобы уменьшить недостаточную поворачиваемость, стоит использовать чуть более широкие или более гибкие передние шины. Когда дело доходит до избыточной поворачиваемости автомобиля, причины кроются в том, что у задних колес слишком мало сцепления с дорогой;
  • размер стабилизатора поперечной устойчивости – изменяя жесткость (диаметр) переднего или заднего стабилизатора поперечной устойчивости, вы можете уменьшить или увеличить сцепление отдельных осей. Это решение в основном используется в автомобилях, используемых в автоспорте;
  • угол развала – отрицательный угол развала по отношению к земле, часто используется для улучшения эстетики автомобиля. К сожалению, это также влияет на сцепление колес на малых скоростях;
  • проставки колес – с помощью ступичных шайб можно регулировать ширину передней и задней осей. Увеличение колесной базы задней оси уменьшит сцепление передних колес и устранит избыточную поворачиваемость;
  • давление в шинах — если автомобиль склонен к недостаточной поворачиваемости, можно немного снизить давление в передних колесах. Аналогичный эффект будет достигнут при использовании более мягких амортизаторов на передней оси.

Помните, однако, что производители автомобилей проектируют подвеску таким образом, чтобы она вела себя правильно в любых условиях. Непрофессиональная настройка подвески может сделать автомобиль неустойчивым и нервным. Если вы собираетесь вносить доработки, доверьте эту задачу профессионалам. Благодаря этому заниженная, спортивная или винтовая подвеска не только повлияет на эстетику автомобиля, но и улучшит его сцепление с дорогой.

Занос

Техника выхода из обоих типов заноса сильно различается в зависимости от того, имеете ли вы избыточную или недостаточную поворачиваемость. Как выйти из заноса при недостаточной поворачиваемости, которая встречается гораздо чаще, чем при избыточной поворачиваемости? В основе лежит увеличение сцепления передних колес, чего можно добиться, отпустив педаль акселератора или плавно нажав на тормоз. Кроме того, помните, что нельзя крутить руль еще сильнее — это только усугубит проблему. Наоборот, при восстановлении контроля над автомобилем будет полезно немного выпрямить колеса, чтобы шины могли восстановить сцепление с дорогой.

Однако восстановление после избыточной поворачиваемости выглядит совершенно по-другому. При этом инстинктивное нажатие на тормоз чаще всего приводит к полной потере контроля над автомобилем и его развороту на 180°. Как только задняя часть автомобиля начнет обгонять переднюю, отпустите руль, чтобы колеса начали вращаться в противоположном направлении. В некоторых случаях полезно добавить газу, который перегружает задние колеса и увеличивает сцепление задних покрышек с дорогой. Однако такая реакция требует опыта, а часто и соответствующей подготовки.

К счастью, современные автомобили оснащены электроникой, которая позаботится о восстановлении устойчивости с помощью датчиков системы ESP. Если система обнаружит избыточную поворачиваемость, она скорректирует траекторию, притормаживая внешнее переднее колесо. В случае недостаточной поворачиваемости система сделает обратное, то есть затормозит внутреннее заднее колесо. Однако для эффективной работы системы все компоненты автомобиля должны быть в исправном состоянии. В противном случае её действия не вызовут ожидаемой реакции автомобиля.

Оценить статью
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
0
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии (0)
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.

×