5 самых прикольных и необычных автобусов СССР, которые мало кто помнит

Продукция советского автопрома до сих будоражит сознание ностальгирующих по былым временам. И пусть прошлое всегда видится в розовом свете, некоторые модели союзных инженеров, действительно, заслуживают особого внимания. В качестве достойного примера можно привести как минимум 5 уникальных модификаций автобусов, о которых сегодня уже мало кто вспоминает.

Двухэтажные ЯТБ-3

В СССР была сделана попытка создать английскую версию двухэтажного общественного транспорта, правда, этот эксперимент закончился неудачей, несмотря на то, что власти Объединенного королевства любезно согласились предоставить модель AEC-664T от ведущего производителя Великобритании Electric Company в качестве прототипа для производства советского двухъярусного буса.

Советский автобус ЯТБ-3

В результате чего инженерами Ярославского завода была выпущена копия «англичанина» с рабочим названием ЯТБ-3.

Однако на поверку выяснилось, что это сходство носило исключительно внешний характер, тогда как остальные характеристики советской реплики в значительной мере уступали британскому оригиналу. Так, утяжеленная на целых 2 тонны конструкция кузова не только хуже тормозила, но и медленнее разгонялась.

Советский автобус ЯТБ-3

Кроме того, оставляло желать лучшего и ее внутреннее оснащение: неудобная винтовая лестница, заставлявшая пассажиров загодя спускаться вниз, чтобы не проехать свою остановку, а также низкие потолки, из-за которых высокие советские граждане были вынуждены сутулиться или просить уступить им сидячее место.

Двухэтажный советский автобус ЯТБ-3

Проблем добавила зима, ведь высокий автобус буквально штормило на дорогах, хотя за всю историю его эксплуатации не было зафиксировано ни одного несчастного случая.

Не помог и перевод транспорта под контактную сеть, так как для его эксплуатации пришлось прокладывать отдельные троллейбусные маршруты, неподходящие по высоте для другого общественного транспорта.

В итоге все закончилось тем, что воспринявшие с восторгом новую модель москвичи стали сознательно избегать поездок на ней, а производство подверглось консервации.

ЛиАЗ-158В

Еще один канувший в лету эффектный советский бусик был создан на Ликинском заводе по специальному заказу тогда еще Ленинградского руководства.

Автобус ЛиАЗ-158В

Просторный, эргономичный, вместительный – в отличие от двухъярусного автобуса эта модель общественного транспорта действительно пользовалась большой популярностью, обслуживая самые загруженные маршруты Северной Пальмиры.

И возможно, так дела обстояли и дальше, если бы советским инженерам не удалось создать более легкие и, как следствие, менее затратные в производстве модели.

Автобус ЛиАЗ-158В

В итоге, выпуск ЛиАЗа продлился не более 10 лет, выпав на 1961-1971 годы, хотя в провинции он эксплуатировался вплоть до 80-х.

ЗИЛ-118 «Юность»

Выпускали Советы и маршрутки, гордо именуемые микроавтобусами «Юность». Этот городской автотранспорт был построен на базе ЗИЛ-118, став очень популярным в свое время, причем не только на территории Союза, но и за рубежом.

Автобус ЗИЛ-118 «Юность»

А ведь сегодня уже, наверное, никто и не вспомнит, что модель неоднократно выставлялась на различных автосалонах в разных странах мира, в результате чего ей удалось привезти не менее 12 почетных наград.

ЗИЛ настолько понравился американцам, что какое-то время руководство легендарного завода Ford вело переговоры с представителями СССР о приобретении лицензии на производство «рабочей лошадки», так и не добившись прогресса в этом вопросе.

ЗИЛ-118 «Юность»

Так и осталась гордая, неприступная «Юность» за Железным занавесом, обслуживая интуристов, пока в 1994 году не прекратилось производство ее второй финишной модификации.

НАМИ-0159

Название этому транспорту досталось от его же разработчиков – НИИ «НАМИ», и в отличие от трех предыдущих версий он обслуживал лаборантов, а не обычных пассажиров.

Советский автобус НАМИ-0159

Уникальной в своем роде (по крайней мере, на тот момент) оказалась и техническая составляющая этой модели 1975 года выпуска, ведь чего только стоил никогда не используемый ранее в СССР газотурбинный двигатель, увеличивающий мощность автобуса в два раза.

Среди прочих особенностей этой лаборатории на колесах выделялся ее дизайн, размещение водителя в отдельной кабине второго яруса, улучшающее обзор, двухступенчатая автогидравлическая коробка передач, наличие только двух педалей – газа и тормоза при отсутствии сцепления, а также необычные шины, не позволяющие машине разгоняться быстрее 160 км/ч.

Советский автобус НАМИ-0159

В итоге общий пробег НАМИ составил всего лишь 5 тыс. км, будучи снятым с производства, хотя последнее, как таковое, так и не было запущено.

ПАЗ-665Т

Необычная модификация старого доброго «Пазика» сошла с конвейера в 1965 году, а ее индекс «Т» означал только одно – автобус предназначен для перевозки туристов.

Однако чуть позже выяснилось, что видоизмененная модель, получившая нестандартную конструкцию распашных дверей и нарядные хромированные легкосплавные диски, разрабатывалась для очередной международной автомобильной выставки, самостоятельно преодолев путь от небольшого российского города Павлова до далекой Франции.

Автобус ПАЗ-665Т
Стоит отметить, что старания инженеров не оказались напрасными, правда лишь отчасти, ведь, несмотря на занятое почетное второе место и завоеванный Кубок отличия, эта модель так и не получила своего практического применения в Союзе.

В эпоху стремительной индустриализации советские инженеры постоянно прибегали к различного рода экспериментам в поисках идеальных моделей. И невзирая на то, что абсолютное большинство этих проектов так и не смогло реализоваться и дожить до наших дней, узнать о них будет интересно не только бывшим советским гражданам, но и новому поколению.

Оценить статью
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
0
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии (11)
Оставить комментарий
author
Александр

Откуда у автора такое «компетентное» мнение, что один из самых массовых (тираж 71,9 тыс.) городских советских автобусов – ЗИЛ-158В (официально модель именовалась именно «ЗИЛ-158В выпуска Ликинского автобусого завода»), вообще, может входить в число «самых прикольных и необычных» автобусов СССР?! Откуда у автора сведения, что данная модель автобуса появилась именно по «специальному заказу ленинградского руководства»? Одна бабушка сказала? Далее, он пишет, что данный автобус «просторный, эргономичный, вместительный» (ни по одному пункту не выигрывал по сравнению с иностранными аналогами той же исторической эпохи) причем, автор сравнивает эту модель с чем? С двухярусным троллейбусом?! Ну-ну! По факту ЗИЛ-158 был глубокой модернизацией предыдущей паллиативной модели ЗИС-155 выпуска 1949-1957 гг. на доработанном шасси народнохозяйственного грузовика ЗИС-150, каковая с свою очередь была бюджетным укороченным вариантом, действительно, передовой дизель-электрической (по нынешним понятиям почти гибридной) заднемоторной модели ЗИС-154 выпуска 1947-1949 гг., которая оказалась слишком сложной по конструкции для нашего послевоенного автопрома и была заменена на более простую переднемоторную «155-ю» модель. Вот она-то ещё может претендовать на звание «эксклюзивной», но отнюдь не ЗИЛ-158/-158В который, соответственно, представлял собой лишь удлиненную на 77 см версию прежней переднемоторной модели с увеличенной до 60 (общих)/ 32 мест (для сидения) вместимостью и с более мощным двигателем от грузовика ЗИЛ-164 и усиленной трансмиссией и ходовой частью. Надо всё же божий дар от яичницы отличать.
К тому же, а что же автор не указал, какие такие «легкие и, как следствие, менее затратные в производстве» модели удалось создать советским «инженерам» (может все же конструкторам?). Это ЛиАЗ-677 что ли? А автор был лично на Ликинском автобусном заводе? К его сведению технологии производства на данном предприятии не слишком поменялись с 1960-х по 2000-е, а уж 677-я модель, которую пришлось доводить тоже практически десятилетие (с 1962-го до 1971-го) – отнюдь не шедевр конструкторской мысли, хотя и не без новых элементов вроде пневмоподвески и АКП, но когда она всё же дошла до массовой серии, то уже отставала от иностранных аналогов более чем на целое десятилетие…

author
Александр

Между прочим закупленный двухэтажный троллейбус в Англии не планировали сделать автобусом, а планировали на его базе сделать отечественный троллейбус, прежде чем писать статью изучайте материал!

author
Константин

Статья, конечно, бред полный. Уж извините… А вот фотки ценные. Особенно 5-я (перед Юностью) и 10-я (Пазик). Эти фото я вообще увидел впервые. На 5-й, по-видимому, малоизвестный опытный автобус с двигателем V8, сделанный на ЛиАЗе в начале 60-х на базе ЗИЛ-158. Этот автобус серийно не выпускался, было решено не ограничиваться заменой двигателя, а сделать абсолютно новую машину, адаптированную под городские перевозки. Т.е. широкие двери, накопительные площадки и АКПП. Так появился ЛиАЗ-677.
10-е фото тоже зачетное. ПАЗ-665Т был представлен не в 1965-м, а годом позже. Ну да ладно, мелочи. Собрали, возможно, и в 1965-м. Удивляет то, что его «лицо» очень напоминает ПАЗ-3205, запущенный в серию спустя 20+ лет! А еще был ПАЗ-Турист, созданный на пару лет позже. Его дизайн очень напоминает современную «Аврору». Новое — хорошо забытое старое? Или — наконец-то руки добрались до старых разработок, отложенных «в ящик»?

author
Павел

Автор! Ваша статья написана по заказу Мэрии Москвы с её ненавистью к троллейбусу и старанием вымарать этот вид транспорта из истории города?!
«Проблем добавила зима, ведь высокий автобус буквально штормило на дорогах, хотя за всю историю его эксплуатации не было зафиксировано ни одного несчастного случая.
Не помог и перевод транспорта под контактную сеть, так как для его эксплуатации пришлось прокладывать отдельные троллейбусные маршруты(…)»
ЯТБ-3, как и его предшественник AEC-664T изначально были троллейбусами! И маршруты под к.с. для них специально не прокладывали, а лишь приподняли провод чуть выше.

author
Павел

И да: версия создания ЗиЛ-158 порадовала от души! ГАЗ-13 «Чайка создавался по заказу Куйбышевского обкома партии»…. :)))))))))))))))

author
Наталья

А мне было просто интересно и почитать, и посмотреть какие смешные были автобусы и какая разница как они создавались и по какой версии. Мне и не интересно какой обком заказывал автобусы, а интересно прежде всего как они выглядели. И вряд ли сейчас для кого-то важно Куйбышевский это был обком или нет, а вот фотографии этих автобусов как раз и важны.

author
Ирина

О, ЛиАЗ-158В — я его вспомнила! Я ездила на таком в детстве! в далеком советском беззаботном детстве! В начале 80-х у нас такие бегали. Ну как «бегали», можно сказать ходили, так будет правильнее. Ностальжи! А вот кто-то из комментирующих в реальности застал такие или только по доступным данным судит?

author
Влад

Да, действительно, фотографии этих автобусов и троллейбусов СССР просто классные, неужели правда были такие?

author
Андрей

Подборка отличная, некоторые я даже не встречал. Они реально были? Некоторые автобусы, конечно, помню.

author
Сергей

Умели делать раньше, сейчас какие автобусы? И стиль был свой, неповторимый. А кто для чего заказывал какая разница, они были в все тут!

author
Саша

Вероятно, этот транспорт создавался небольшими партиями — никогда не видел на наших улицах ничего подобного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.

Adblock
detector