
Qok
Новичок
- Регистрация
- 03.09.2004
- Сообщения
- 45 421
- Реакции
- 239
- Баллы
- 0
Недавно вот вышла статья в сборнике. И, так, как форум - это наше всё, интересны мнения.
Эйтаназия (эвтананазия)– это легкая безмятежная смерть, которая не всегда бывает естественной и которая когда-нибудь должна венчать жизнь каждого человека. Но, конечно, всем нам небезразлично, какой же будет наша смерть. Страшной и мучительной или легкой, и может быть даже приятной. Наиболее человечное и осмысленное отношение к смерти дало миру эпикурейство - философское учение, зародившееся в Греции 2300 лет тому назад. Великий мудрец, философ и жизнелюб Эпикур утверждал, что когда приходит смерть - ее не надо бояться. “Самое страшное из зол - смерть, - пишет он, - не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем”. И далее: «перестав со страхом ожидать смерть, человек теряет и жажду бессмертия, и прибавляет себе много-много счастливых дней. И тот, кто боится смерти, просто глуп, потому что надо заботиться о прекрасной жизни, тогда и смерть будет легка». И обобщая мысли Эпикура о жизни и смерти, автор «Трактата об эйтаназии» профессор А.П. Зильбер видит главный психологический элемент в обосновании эйтаназии: “если человек информирован о том, что в тот день, когда к нему придет смерть, он будет избавлен от страданий, сопровождающих ее приход, он перестанет ожидать ее с мучительным страхом, перестанет прилагать нечеловеческие усилия, чтобы отдалить смерть, и тем самым увеличит число счастливых дней отпущенной ему жизни. Счастливая жизнь заканчивается счастливой смертью, если ты о ней не думаешь, не боишься и не ждешь ее”.
Так что же такое эйтаназия? Дословный перевод этого слова с греческого означает - хорошая, благая смерть. Без указания на то, как же она наступила. Более полное определение этого термина, приведено в словаре Webster’s: “Эйтаназия - безболезненная счастливая смерть: 1) легкая и безболезненная смерть, 2) действие или метод получения безболезненной смерти, чтобы прекратить страдания: отстаивается некоторыми как выход, необходимый для жертв инкурабельных болезней”. На сегодня этот термин представлен в разных вариантах, среди которых можно выделить как основные - просто эйтаназию, а также ее разновидности: добровольная, пассивная, активная, принудительная.
Что касается эйтаназии при естественной смерти, то здесь вопросов не возникает. Проблемой остается искусственная эйтаназия во всех ее вариантах. Эта проблема почти постоянно широко обсуждается в разных странах, в том числе иногда и у нас, и именно эти разночтения в толковании вариантов эйтаназии чаще всего являются основным предметом споров. Темой не прекращающихся д####ов все же остается главный вопрос - так что же такое эйтаназия в современных условиях - акт милосердия или убийство, можно ли разрешить эйтаназию официально или наложить на нее категорический запрет, а людей так или иначе выполняющих ее, несмотря на существующие в настоящее время запреты, привлекать к уголовной ответственности как за убийство?
Пока законодательно эйтаназия разрешена только в Нидерландах, Австралии и некоторых штатах США. В остальных же странах уже несколько десятилетий по этому поводу идут непрекращающиеся дискуссии и даже создаются специальные общества (более чем в 25 странах), пропагандирующие легализацию эйтаназии.
В Англии, начиная с 1936 г., когда Палате лордов был представлен первый Билль о законодательном признании эйтаназии, он обсуждался в Английском Парламенте много раз (1936, 1950, 1969, 1970, 1994 гг.), но так и не был утвержден. Материалы Комитета по медицинской этике Палаты лордов доказывают невозможность легализации эйтаназии сегодня (!), хотя полностью и не отрицают ее.
А как обстоят дела у нас? Ст. 20 нашей Конституции предусматривает право на жизнь, но в ней нет статьи, обязывающей человека жить. И если нельзя обеспечить человеку достойную жизнь, то он должен иметь право на достойную смерть. В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» есть ст. 45 «Запрещение эйтаназии», в которой говорится, что медицинскому персоналу запрещается осуществление эйтаназии, а лицо, осуществляющее эйтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Но в этих же основах есть ст. 30 «Права пациента», в п. 8 которой говорится, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст. 33 настоящих основ. А эта статья «Отказ от медицинского вмешательства» гласит, что гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Кроме того, имеются утвержденные Минздравом инструкции по определению смерти мозга, когда реанимационные мероприятия могут быть прекращены. Таким образом, указанные документы законодательно разрешают в определенных случаях осуществлять пассивную эйтаназию и она может быть юридически оправданной.
Но нам, вероятно, еще долго придется размышлять над основными доводами противников и сторонников эйтаназии, которые гласят, что с одной стороны врач должен спасать людей, а не способствовать сокращению их жизни, и если самоубийство, благодаря помощи врачей, окажется безболезненным и доступным действием, найдется слишком много желающих получить такую помощь; но с другой стороны: на самоубийство больного толкают мучения, следовательно, помогая ему и устраняя эти муки, врач не выходит за рамки своей профессии, и больной все равно покончит с собой, но варварским способом, тогда как врачебная помощь обоснована медицинской наукой и безболезненна; закон запрещает эйтаназию или делает вид, что ее не существует, и эйтаназия этим пользуется, тщательно избегая встречи с законом.
И все-таки большинство авторов считают, что есть такие ситуации, когда можно высказаться за эйтаназию.
Мы тоже «за». По нашему мнению, эйтаназия, безусловно, нужна. Она необходима для каждого отдельного человека и общества в целом как помощь в избавлении от мучительной смерти, когда уже никакое лечение не может помочь больному. Но легализация эйтаназии относится к одной из самых трудных проблем и принятие того или иного решения - это очень большая ответственность для общества. Она должна быть всесторонне осмыслена и проанализирована, четко регламентирована и одобрена Законом. Однако многочисленные и многолетние обсуждения и дискуссии показали, что условия для этого в большинстве стран еще не созрели. И дело здесь не только в недостаточной образованности общества, хотя и это очень важно. Гораздо больше зависит от его милосердия, доброжелательности и доверия друг к другу. Но пока это все в будущем.
Кафедра анестезиологии и реаниматологии Саратовского медицинского университета
Авторская справка
зав. каф. и доц.
Эйтаназия (эвтананазия)– это легкая безмятежная смерть, которая не всегда бывает естественной и которая когда-нибудь должна венчать жизнь каждого человека. Но, конечно, всем нам небезразлично, какой же будет наша смерть. Страшной и мучительной или легкой, и может быть даже приятной. Наиболее человечное и осмысленное отношение к смерти дало миру эпикурейство - философское учение, зародившееся в Греции 2300 лет тому назад. Великий мудрец, философ и жизнелюб Эпикур утверждал, что когда приходит смерть - ее не надо бояться. “Самое страшное из зол - смерть, - пишет он, - не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем”. И далее: «перестав со страхом ожидать смерть, человек теряет и жажду бессмертия, и прибавляет себе много-много счастливых дней. И тот, кто боится смерти, просто глуп, потому что надо заботиться о прекрасной жизни, тогда и смерть будет легка». И обобщая мысли Эпикура о жизни и смерти, автор «Трактата об эйтаназии» профессор А.П. Зильбер видит главный психологический элемент в обосновании эйтаназии: “если человек информирован о том, что в тот день, когда к нему придет смерть, он будет избавлен от страданий, сопровождающих ее приход, он перестанет ожидать ее с мучительным страхом, перестанет прилагать нечеловеческие усилия, чтобы отдалить смерть, и тем самым увеличит число счастливых дней отпущенной ему жизни. Счастливая жизнь заканчивается счастливой смертью, если ты о ней не думаешь, не боишься и не ждешь ее”.
Так что же такое эйтаназия? Дословный перевод этого слова с греческого означает - хорошая, благая смерть. Без указания на то, как же она наступила. Более полное определение этого термина, приведено в словаре Webster’s: “Эйтаназия - безболезненная счастливая смерть: 1) легкая и безболезненная смерть, 2) действие или метод получения безболезненной смерти, чтобы прекратить страдания: отстаивается некоторыми как выход, необходимый для жертв инкурабельных болезней”. На сегодня этот термин представлен в разных вариантах, среди которых можно выделить как основные - просто эйтаназию, а также ее разновидности: добровольная, пассивная, активная, принудительная.
Что касается эйтаназии при естественной смерти, то здесь вопросов не возникает. Проблемой остается искусственная эйтаназия во всех ее вариантах. Эта проблема почти постоянно широко обсуждается в разных странах, в том числе иногда и у нас, и именно эти разночтения в толковании вариантов эйтаназии чаще всего являются основным предметом споров. Темой не прекращающихся д####ов все же остается главный вопрос - так что же такое эйтаназия в современных условиях - акт милосердия или убийство, можно ли разрешить эйтаназию официально или наложить на нее категорический запрет, а людей так или иначе выполняющих ее, несмотря на существующие в настоящее время запреты, привлекать к уголовной ответственности как за убийство?
Пока законодательно эйтаназия разрешена только в Нидерландах, Австралии и некоторых штатах США. В остальных же странах уже несколько десятилетий по этому поводу идут непрекращающиеся дискуссии и даже создаются специальные общества (более чем в 25 странах), пропагандирующие легализацию эйтаназии.
В Англии, начиная с 1936 г., когда Палате лордов был представлен первый Билль о законодательном признании эйтаназии, он обсуждался в Английском Парламенте много раз (1936, 1950, 1969, 1970, 1994 гг.), но так и не был утвержден. Материалы Комитета по медицинской этике Палаты лордов доказывают невозможность легализации эйтаназии сегодня (!), хотя полностью и не отрицают ее.
А как обстоят дела у нас? Ст. 20 нашей Конституции предусматривает право на жизнь, но в ней нет статьи, обязывающей человека жить. И если нельзя обеспечить человеку достойную жизнь, то он должен иметь право на достойную смерть. В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» есть ст. 45 «Запрещение эйтаназии», в которой говорится, что медицинскому персоналу запрещается осуществление эйтаназии, а лицо, осуществляющее эйтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Но в этих же основах есть ст. 30 «Права пациента», в п. 8 которой говорится, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст. 33 настоящих основ. А эта статья «Отказ от медицинского вмешательства» гласит, что гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Кроме того, имеются утвержденные Минздравом инструкции по определению смерти мозга, когда реанимационные мероприятия могут быть прекращены. Таким образом, указанные документы законодательно разрешают в определенных случаях осуществлять пассивную эйтаназию и она может быть юридически оправданной.
Но нам, вероятно, еще долго придется размышлять над основными доводами противников и сторонников эйтаназии, которые гласят, что с одной стороны врач должен спасать людей, а не способствовать сокращению их жизни, и если самоубийство, благодаря помощи врачей, окажется безболезненным и доступным действием, найдется слишком много желающих получить такую помощь; но с другой стороны: на самоубийство больного толкают мучения, следовательно, помогая ему и устраняя эти муки, врач не выходит за рамки своей профессии, и больной все равно покончит с собой, но варварским способом, тогда как врачебная помощь обоснована медицинской наукой и безболезненна; закон запрещает эйтаназию или делает вид, что ее не существует, и эйтаназия этим пользуется, тщательно избегая встречи с законом.
И все-таки большинство авторов считают, что есть такие ситуации, когда можно высказаться за эйтаназию.
Мы тоже «за». По нашему мнению, эйтаназия, безусловно, нужна. Она необходима для каждого отдельного человека и общества в целом как помощь в избавлении от мучительной смерти, когда уже никакое лечение не может помочь больному. Но легализация эйтаназии относится к одной из самых трудных проблем и принятие того или иного решения - это очень большая ответственность для общества. Она должна быть всесторонне осмыслена и проанализирована, четко регламентирована и одобрена Законом. Однако многочисленные и многолетние обсуждения и дискуссии показали, что условия для этого в большинстве стран еще не созрели. И дело здесь не только в недостаточной образованности общества, хотя и это очень важно. Гораздо больше зависит от его милосердия, доброжелательности и доверия друг к другу. Но пока это все в будущем.
Кафедра анестезиологии и реаниматологии Саратовского медицинского университета
Авторская справка
зав. каф. и доц.
[1] А.П. Зильбер Трактат об эйтаназии. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. – 464 с.
[2] Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», № 5481-1 от 22.07.93 г. (в ред. ФЗ № 139 от 02.12.2000 г.)
[3] Приказ МЗ РФ и РАН «Об утверждении инструкции по констатации смерти мозга человека на основании диагноза смерти мозга», № 100/30 от 02.04.01 г. и приказ МЗ РФ №73 от 04.03.2003 об утверждении «Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий».
[2] Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», № 5481-1 от 22.07.93 г. (в ред. ФЗ № 139 от 02.12.2000 г.)
[3] Приказ МЗ РФ и РАН «Об утверждении инструкции по констатации смерти мозга человека на основании диагноза смерти мозга», № 100/30 от 02.04.01 г. и приказ МЗ РФ №73 от 04.03.2003 об утверждении «Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий».