Время неумолимо летит, и вот уже ВАЗ справляет свой 50-летний юбилей, что стало поводом для воспоминаний о необычной истории этого автомобиля. А поделились ими не просто автолюбители, а лучшие эксперты популярного издания «За рулем».
Самая первая модель АвтоВАЗа
Изначально старые добрые Жигули создавались, как советский ответ итальянскому Фиату, а точнее, модели Fiat 124. Мало того, этот автомобиль был использован в качестве полного прототипа для создания ВАЗ, однако, уже первые эксперименты показали, что «итальянец» просто не выдержит сурового бездорожья и климатических условий нашей страны.
В итоге советскими инженерами было внесено более 800 различных изменений в конструкцию авто, прежде чем с конвейера Волжского автозавода начали сходить адаптированные под союзные условия Жигули.
Конечно же, неоднократная модернизация модели проводилась и в дальнейшем, но наибольший интерес по-прежнему вызывает дебютный ВАЗ, и немудрено, очень уж он получился колоритным. Судите сами:
- Кресла у первых Жигулей были поистине миниатюрными, имея укороченные спинки и сидения, больше напоминая третий ряд в современных внедорожниках, поэтому ни о каком комфорте и речи не шло.
- Груша-диафрагма насоса стеклоомывателя, которая приводилась в действие расположенной слева от руля кнопкой. Но, чтобы получить по-настоящему мощную струю, приходилось давить на кнопку со всей силы.
- Руль у ВАЗа первого поколения имел очень тонкий ободок. И хотя выглядело такое оснащение очень элегантно, удобным его точно не назовешь, поскольку при поездке на большие расстояния водители начинали жаловаться на онемение и судороги в пальцах.
Несмотря на все эти мелкие недочеты, на базе “Копейки” было создано немало других интересных автомобильных проектов, правда, ни одному из них так и не удалось получить практическую реализацию.
Да и сама модель сошла с конвейерной ленты, уступив место Жигулям следующих поколений, хотя это не помешало ей попасть в хроники в статусе наиболее выпускаемого советского авто – почти 5 миллионов экземпляров.
Все версии «Копейки» на протяжении 50 лет
В том, что “Копейка” стала настоящим символом советской эпохи, принесшему наивысшую награду «Золотой Меркурий» своему заводу-изготовителю, сомневаться уж точно не приходится. При этом за всю историю существования ВАЗа было выпущено немало моделей, что называется на любой вкус и цвет, среди которых наиболее запомнились следующие варианты:
- Пикап. Эта машина разрабатывалась исключительно для заводских нужд, чтобы перевозить всевозможные грузы, поэтому встретить их на дорогах общего значения было большой удачей. Другое дело, парады и праздники – там пикапы ВАЗ были частым гостем.
- Гоночный ВАЗ, принявший участие в европейском туре 1971 года на 14 тыс. километров. Удивительно, но в этом заезде советскому детищу удалось занять второе место, уступив лишь немецкому Opel Kadett.
- МВД-версия. Для советской милиции была выпущена отдельная модификация ВАЗ-2101-94 оранжевого цвета с синей полоской на кузове, 1,5-литровым бензиновым мотором и максимальной скоростью в 156 км/ч.
- Роторный ВАЗ-21018. Эта машина с уникальным по тем временам двигателем, подсмотренным у Mazda, разрабатывалась специально для советских спецслужб, хотя ее технические возможности явно оставляли желать лучшего.
Так, 1,3-литровый объем, мощность в 70 лошадиных и соответствующая скорость вряд ли могли позволить претендовать на статус флагмана даже по тем временам.
Примечательно, что со временем этот факт были вынуждены признать и инженеры, в результате чего роторный движок был заменен 140-сильным мотором.
- LADA 1200S. Еще одна экспортная модель с более модной оптикой и радиаторной решеткой получила комфортное салонное оснащение с подголовниками на сидениях. Своя версия LADA 1300 предусматривалась и для британцев с их левосторонним движением, поэтому советским инженерам пришлось повозиться с правым рулем, выкрашивая крышу и боковые элементы авто в другой цвет.
- ВАЗ-21015 «Карат». На таких авто в свое время ездили сотрудники спецслужб, поэтому инженеры оснастили его усиленной задней подвеской и 1,6-литровым мотором.
Примечательно, что первое обновление ВАЗ получил еще в 1974 году, правда, тогда все ограничилось доработанной оптикой, решеткой радиатора и прорезиненными боковыми накладками. В 1977 году была произведена очередная модернизация, но на этот раз она явно не пошла авто на пользу, предполагая установку менее мощного мотора.
Интересные факты о легендарном автомобиле
Что касается так и не увидевших свет прототипов ВАЗ, то среди них стоит выделить модель, которая разрабатывалась специально для летней московской Олимпиады. Автором дизайна этой модели, которая должна была быть представлена в двух вариантах кузова (седан и спортивное купе) стал Владислав Пашко, но несмотря на эффектные эскизы, явно дававшие отсылку к Fiat 128 Coupe, производство модели так и не было запущено.
На этом интересные факты о старом добром ВАЗе отнюдь не заканчиваются, и сегодня уже мало кто помнит о том, что название Жигули выбиралось на народном голосовании, и именно такое имя носит горная гряда поблизости завода-изготовителя в Тольятти.
Но так как для экспорта оно явно не подходило, разработчики придумали более простое и звучное наименование LADA. Что касается “Копейки”, то это прозвище появилось много позже, когда производство ВАЗ было официально завершено.
Удивительно, но сегодня российские дороги до сих пор бороздит около 400 “Копеек”. И их потенциал оказался настолько высоким, что два чеха по имени Филип Фогел и Петр Явурек умудрились объехать на нем весь мир, преодолев за каких-то 10 месяцев более 50 тыс. км.