Стоимость Запорожца в СССР равнялась 20-25 месячным заработкам среднестатистического рабочего или служащего. За два года простая советская семья с двумя работающими членами, живущая экономно, вполне могла позволить себе подобное приобретение.
Сколько же он стоил?
Стоимость Запорожца в разные годы и в перерасчете на 2021 год.
1. В 1961 году эпохальный автомобиль стоил 1 800 рублей, что соответсвует 190 тыс. рублей сегодня. В это же время ГАЗ-21 стоил 6 000 рублей.
2. 1967 – 2 200 р (230 000 р).
3. 1971 – 3 000 р (315 000 р). ГАЗ-21 стоит уже 9 000, ВАЗ-2101 – Жигули «копейка» продается по цене 5 200 р.
4. 1976 – 3 500 р (370 000 р). Москвич 2140 стоил в этот год 6 800 р.
5. 1980 – 5 750 р (500 000 р).
6. 1984 – 5 600 р (585 000 р). ВАЗ 2107 стоит 10 000 р, Нива – 10 300 р.
7. 1988 – 3 900 р (410 000 р). За Москвич 2140 советские граждане платили 8 000 р.
История автомобиля
Первое «горбатое» чудо советского автопрома сошло с конвейера в 1959 году. История существования автомобиля ЗАЗ насчитывает 35 лет. В 1994 году продукт был полностью снят с производства, так как за столько лет так и не смог стать предметом гордости автомобильной промышленности. На смену «горбатым» пришли «ушастые» модели. Другими словами, транспортное средство было не совсем обычным и у многих людей вызывало улыбку, даже иронию. Однако доступная цена сделала ЗАЗ популярным и даже в какой-то степени народным автомобилем. При своих миниатюрных размерах и смешной форме запорожец отличался необычайной выносливостью.
Особенности Запорожца
Ироничных имен этот «шедевр» советского автопрома имел много:
· горбатый;
· ушастый;
· чебурашка;
· запор;
· челленджер;
· жужик;
· пырзик и так далее.
О Запорожце ходило много анекдотов, в которых обязательно фигурировали ЗАЗ, Мерседес-Бенц и «братки» в красных пиджаках. В общем, автомобиль заслужил внимание и любовь народа. Даже на летней резине «чебурашка» с легкостью преодолевал заснеженные участки, справлялся с расквашенными деревенскими дорогами, буквально летал по ухабам. Проходимость у груженого у Запорожца была невероятно высокая и никак не вязалась с его внешним видом. На нем возили все, вплоть до стройматериалов.
При этом «жужик» был совершенно неприхотлив и практически никогда не подводил, чего нельзя сказать о Москвиче, речь о котором пойдет в другой публикации. Владельцу ЗАЗ всего-то и нужно было: время от времени промывать карбюратор, доливать масло, следить за контактами прерывателя. Кстати, двигатель у Запорожца находился сзади, в чем и заключалось главное его отличие от остальных транспортных средств.
В салоне малогабаритного авто всегда было тесно, двери закрывались со звонким шумом и требовали сильного размаха. Колени у высокого водителя были возле подбородка. Но все эти минусы тают с учетом целого списка преимуществ.
Цена народного автомобиля
В 60-х годах Запорожец стоил 2000 ± 200 рублей. Средний заработок же гражданина СССР в те годы составлял 90-120 рублей. То есть машина была бюджетной. Но в 80-х его стоимость удвоилась, тогда как зарплата служащих и рабочих возросла всего на 30-35%. Инвалиды ВОВ получали народный автомобиль с ручным управлением бесплатно, но продать они его не могли.
В конце 1991 года цена Запорожца возросла до 6 300 рублей. В лихие 90-е машина стала актуальной только для пенсионеров. Сегодня раритетные авто тюнингуют, снабжают карбюраторами от автомобилей ВАЗ и даже турбинами от мощных пылесосов типа «Буран». После такого апгрейда Запорожцы превращаются в оригинальные «спорткары» для сельской молодежи.