Установка тахографов с 1 ноября 2019 года — изменения в законе для грузовых автомобилей и автобусов

Многих водителей заставил обеспокоиться вступивший в силу 1 ноября Федеральный закон об обязательном оснащении транспортных средств тахографами. На самом же деле принятые нововведения стоит расценивать, как повод для переживания только в том случае, если речь идет о грузовых или пассажирских перевозках на спецтранспорте.

Проще говоря, согласно закону 2019 года, с ноября нужно будет оборудовать тахографами грузовые автомобили массой от 3,5 тонны и рейсовые пассажирские автобусы, тогда как мелких перевозчиков и таксистов новые правила не касаются.

Что такое тахограф и для чего он нужен

Под тахографом подразумевается счетный прибор, позволяющий фиксировать различные показатели работы транспортного средства и управляющего им водителя. В соответствии с законодательством (ФЗ №196 “О безопасности дорожного движения”, принятый 10 декабря 1995 года), исправное устройство должно регистрировать данные о скоростном режиме и маршруте автомобиля, а также степень соблюдения режима труда и отдыха.

Ответственность за соблюдение РТО ложится не только на водителя, но и на его работодателя.

Тахограф в руках

Также установленный счетчик приводит всю информацию о качестве движения, напоминает о том, что пора менять моторное масло, указывает точное время начала и конца рабочего дня, а также архивирует все зафиксированные данные.

Установка тахографов на грузовые автомобили в 2019 году

Согласно действующему законодательству (приказ Министерства транспорта РФ №36 от 30 февраля 2013 года и постановление №382 от 30 марта 2019 года), тахографами должны быть оснащены определенные ТС, среди которых пассажирский транспорт категорий М2 и М3 вместительностью 8 и более пассажиров, являющийся собственностью организаций, а также осуществляющий городские, пригородные и междугороднее сообщение, включая троллейбусы.

Сюда же входит грузовики среднетоннажного и крупнотоннажного типа весом от 3,5 до 12 тонн, используемые в коммерческих целях, спецтехника (пожарная, строительная, эвакуационная и пр.), машины для транспортировки опасных грузов, кареты скорой помощи и учебные автомобили.

Соблюдение режима труда и отдыха

Последние нововведения в закон установили не только категории лиц, ответственные за отсутствие необходимого оборудования на автомобиле, но и нормативы РТО. И теперь водитель не сможет находиться за рулем дольше 9 часов, притом, что вся продолжительность его поездки и отдыха будет фиксироваться прибором с точностью до минуты.

Главная задача такого нововведения сводится к тому, чтобы исключить переработку, а следовательно, и переутомление шоферов на дороге, ведь не секрет, что чрезмерная нагрузка и недосып влияют на реакцию и внимательность не самым лучшим образом, да и случаев, когда водитель засыпает за рулем, не становится меньше.

Ожидается, что строгая фиксация лимитов и введение штрафных санкций за их превышение помогут разорвать порочный круг, ведь до этого ситуации, когда руководство злоупотребляло своим положением, увеличивая эксплуатацию рабочих без доплаты, были довольно распространены.

Водитель-дальнобойщик

Стоит отметить, что и сами шоферы нередко взваливали на себя непосильную ношу, работая сверх нормы, что не самым лучшим образом сказывалось на качестве и безопасности вождения.

Правила обеспечения безопасности перевозок

На этом преимущества тахографов не заканчиваются, ведь в установке такого оборудования есть немало пользы и для самих работодателей. И прежде всего она заключается в точной регистрации километража и расхода топлива, что делает невозможными махинации недобросовестных шоферов, привыкших сливать ГСМ или предоставлять неверные данные по маршруту.

Кроме того, увеличивается безопасность и, как следствие, вероятность сохранности грузов и самих ТС, что особенно актуально при транспортировке опасных веществ.

В пассажирских перевозках радует то, что комплексный контроль перевозочного процесса запускается сразу вместе с поворотом ключа зажигания, автоматически переходя в режим ожидания при вынужденной или плановой остановке. Эта особенность исключает любые сбои в фиксировании данных и связанные с ними недоразумения, что повышает уровень доверия между работодателем и работником.

Штрафы за отсутствие тахографа

Денежные взыскания за отсутствие счетного оборудования или езду с неисправным измерительным прибором делались и раньше, но после редакции статьи 11.23 Кодекса административных правонарушений РФ их размер был увеличен.

Кроме того, законодателями был расширен перечень ответственных за любое из этих нарушений, благодаря чему к ответственности будут привлекаться не только физические и должностные лица, но и частные предприниматели, а также целые организации.

В итоге для обычных водителей размер штрафных санкций увеличится с 1-3 до 3-5 тысяч российских рублей, тогда как должностным лицам придется выложить не 5-10, а 7-10 тысяч.

Что касается новых категорий, то им отсутствие или поломка тахографа обойдется в 15-25 тысяч, тогда как для юридических лиц штраф будет увеличен до 20-50 тысяч, что станет неплохим стимулом для интенсификации процесса переоборудования имеющихся в распоряжении ТС соответствующей категории.

Изменения с 1 ноября 2019 года для физических лиц

После принятых нововведений штрафоваться будут и перерабатывающие водители, а также организации, в которых они работают, что позволит убрать с дорог засыпающих шоферов.

Тахограф выдает ленту

Теперь не получится обходить закон и с помощью таких приемов, как отсутствие ленты в тахографе, так как принятые постановления регламентируют взыскания и в подобных случаях.

В документе прописаны другие неисправности и нарушения эксплуатации прибора, а также размер взысканий по каждому из них. Помимо прочего, используемые на борту авто счетчики должны быть оборудованы специальным блоком СКЗИ, под которым подразумевается высоконадежное средство криптографической защиты данных, предотвращающих их фальсификацию.

Виды тахографов и цена установки

Стоимость оборудования и его установки будет зависеть от его типа и производителя. Не последнюю роль в вопросах ценообразования играет и наличие защищенных жестких хранилищ информации СКЗИ/НКМ, а также поддержка системы навигации GPRS.

В настоящее время различные компании-изготовители предлагают продукцию следующих типов:

  1. Аналоговые тахографы, функционирующие в соответствии с европейским ISO-стандартом тахографии, согласно которому процесс шифрования происходит через датчик скорости. Стоит отметить, что с 1.11.2019 года эксплуатация такого оборудования на территории РФ была запрещена на законодательном уровне.
  2. Цифровые, функционирующие только с электронной водительской карточкой. Такая учетная техника хороша не только своей надежностью и высоким уровнем защиты против взлома и исправления зафиксированных данных, но и информативностью, ведь с помощью цифровых тахографов можно осуществлять контроль в различных направлениях, начиная с определения скоростного режима и заканчивая точным временем извлечения карты.
  3. ЕСТР. Этот стандарт действует на территории стран Европейского Союза еще с 1978 года, будучи запрещенным для эксплуатации в России с этого месяца ввиду своей низкой надежности.
  4. СКЗИ. Самым высоким стандартом защиты зарегистрированных данных могут похвастаться именно эти тахографы, оснащенные криптограммой и навигацией ГЛОНАСС для точной фиксации данных о скоростном режиме ТС.

Чем надежнее устройство, тем выше его цена, которая в настоящее время колеблется в диапазоне от 27 до 38 тысяч российских рублей без учета установки прибора, обычно обходящейся еще в 7-12 тысяч. Помимо прочего, придется заплатить за активацию (примерно 2,5 тысячи), калибровку (еще 2,5 тысячи) и цифровую водительскую карту, стоимость которой стартует от 2,2 тысячи.

Что касается цен на сами приборы, то сегодня самые популярные модели тахографов можно купить по следующему прайсу:

Цена на установку тахографов

Для каких авто есть исключения

Стоит отметить, что под новые предписания попадают далеко не все автомобили из указанных выше категорий. Так, исключения допускаются в отношении транспортных единиц, задействованных в городском и пригородном сообщении на постоянной основе, троллейбусы, машины с уже установленными бортовыми самописцами типа ЕСТР, военная техника, а также полицейские и прошедшие регистрацию в органах Гостехнадзора авто.

Кроме того, установка тахографов не является обязательной на автомобилях, находящихся в эксплуатации на протяжении 30 и более лет, или участвующие в международных перевозках.

Акцент делается именно на виде деятельности владельцев ТС и если авто не используется в коммерческих целях, то можно смело обойтись без его переоборудования, другое дело, что при проверке нужно иметь при себе соответствующее подтверждение, иначе водителю будет крайне сложно избежать штрафных взысканий.

Распространенные вопросы

  1. Кто имеет право устанавливать тахограф? Оборудовать свое ТС бортовым самописцем имеют право трудоустроенные в транспортной организации шоферы грузовиков и тягачей от 3,5 тонны, которые используют для коммерческих перевозок собственные автомобили. Такое же право предоставляется физическим лицам, оформившим соглашение на перевозку различных грузов по строго фиксированному маршруту. Завершают список перевозчики негабаритных и опасных грузов, так как этот вид транспортировки также подпадает под понятие коммерческой деятельности.
  1. Какие нарушения эксплуатации тахографа приводят к штрафам? Любая неисправность, а также отсутствие ленты, как и самого счетчика карается денежными взысканиями. Кроме того, установка тахографа должна быть зафиксирована в техническом паспорте автомобиля, для чего 30 сентября было принято специальное постановление, разрешающее внесение данных о таком оборудовании, невзирая на то, что оно не относится к штатному или способному менять автомобильную конструкцию.
  1. Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой? Использование аналоговых приборов было запрещено еще с 1 января текущего года после того как вступил в силу соответствующий приказ Министерства транспорта РФ №273 от 21 августа 2013 года. Связано это с предупреждением фальсификационных действий, поэтому в настоящее время все водители должны перейти с аналоговых устройств на цифровые во избежание наложения штрафных санкций в размере до 30 тысяч рублей.

Что касается таксистов и других мелких перевозчиков, то для них изменения в законе ничего не значат, невзирая на то, что они также ведут коммерческую деятельность. Однако расслабляться не стоит, так как не исключено, что в будущем российское правительство пересмотрит и этот вопрос.

Оценить статью
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
0
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии (0)
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.

×