26 июля 2006. День 7-й.
В 10.45 мы выдвигаемся в сторону Кату-Ярыка! Погода, что называется, “переменная облачность”. Через [Улаганское плато.] 15 минут мы в Балыктуюле. Есть заправка. Даже есть указатель на Балыкчу. Тут первый брод через небольшой ручей. Мы к нему готовы, по описаниям он “простой и неглубокий”. Так оно и есть, причем рядом строят мостик – уже стоят опоры. Брод действительно несложный, но первый! Поэтому тщательно его исследуем, решаем ехать не по основной колее – там довольно глубокая лужа, а чуть в стороне, там вообще глубина сантиметров 10, проезжаем без проблем. Дальше – совсем проселочная дорога петляет по покосам, все время разветвляясь. На [Алатайская лошадь.] развилках стараемся выбирать более накатанные варианты, но все равно в одном месте засомневались – уж больно пошла заросшая колея. Но тут же видим на ней дорожный знак, это вселяет уверенность. Переваливаем через холмик и вливаемся в гораздо более наезженную дорогу. Странно, как мы могли ее потерять? К Ленкиному восторгу дорогу то и дело перебегают суслики. Маленькие такие, коричневые – на фоне дороги их почти не видно. Ветвления кончаются, едем по красивым лесистым холмам – это Улаганское плато – ждем – не дождемся Кату-Ярыка. Все время кажется, что вот он уже начинается, постепенно с разных сторон начинает открываться грандиозная панорама долины Чулымшана. Навстречу попадается целая колонна из 4-х машин. Солянка сборная – местные, москвичи, омичи, кемеровчане. Из московской машины веселый мужик кричит в окно: “Одумайтесь! Вас дома ждут!”. Обмениваемся приветствиями. От Балыктуюля до перевала ровно 30 км. Стоит красный километровый столбик “30” и сразу начинается ОНО. Мимо начала перевала не проскочишь – большой информационный щит, площадка – есть где одуматься! Вообще-то, по плану, это наша точка разворота. Паркуемся, идем глядеть на перевал. А поглядеть есть на что! Слева очень круто вниз уходит каньон глубиной метров 700, по которому вьется Чулымшан, кажущийся отсюда маленьким ручейком. Вдоль него идет ниточка дороги, видны домики турбазы “Эзен”, у которой даже есть собственный сайт. По склонам каньона сразу в нескольких местах наблюдаются водопадики, один другого красивее. В общем, видеть это все надо. Но меня сейчас в первую очередь интересует сам перевал. Идем вперед по дороге. Кату-Ярык – это не столько перевал, сколько спуск в каньон Чулымшана, вырубленный в 45-градусном склоне. Узкая дорожка делает несколько зигзагов по склону, разъехаться можно только в местах поворота на 180 градусов. Доходим до первого такого поворота – вроде бы ничего уж такого страшного, я ожидал большего. Дорога – более-менее ровная, похоже, что ее недавно чистили от камней. Уклон большой, но не запредельный. И тут я понимаю, что сейчас мы вернемся к машине, сядем в нее и поедем вниз. И ничто и никто уже меня не остановит! Разумные доводы ничего не изменят, мы должны ЭТО проехать, иначе жалеть потом будем всю жизнь. Уже почти не глядя по сторонам – все равно мы туда сейчас поедем – почти бегом возвращаемся к машине, и вперед! Первая петля серпантина действительно довольно ровная и пологая. Но чем дальше вниз, тем круче! И раздолбанней дорога. Где-то посередине пережидаем 3 ползущие вверх машины, все 4WD. Причем идут налегке – пассажиры толпой тащатся сзади. Машины идут тяжело, видно, что, попадая на щебенку, колеса периодически срываются в пробуксовку, летят камни. Как-то мы тут на своей переднем приводе полезем… Ну да выбор уже сделан, мы почти внизу. Жутко скрипит тормозная колодка справа, видимо, подклинивает от перегрева. Серпантин заканчивается последним, самым крутым, но прямым участком, где я чуть-чуть разгоняюсь, пытаясь беречь тормоза. В результате тут же хорошо прикладываемся защитой картера и днищем к камням. Но мы уже внизу! Ненадолго возникает чувство мышеловки – перевал снизу смотрится еще страшнее, другой дороги отсюда нет… Но ведь тут полно народу, турбазы, куча всякой техники – как-нибудь выберемся. А сейчас, раз уж мы сюда залезли, надо максимально исследовать здешние красоты – спуститься вниз по Чулымшану сколько получится. Сам Чулымшан теперь отнюдь не кажется маленьким ручейком, это настоящая мощная горная река. Внизу перевала мы в 12.51, итого на спуск со всеми остановками ушло полчаса. Интересно, сколько уйдет на подъем?..
Проезжаем турбазу. Дорога весьма среднего качества – крупная щебенка, но ехать можно. Места тут совсем не дикие, первые 10 км от перевала все стояночки на Чулымшане заняты. К своему крайнему удивлению видели автомобиль “Ока”. Наверх они ее в рюкзаке, что ли, заносят?! Зато полегчало – уж если Ока! Отъехав километров 12 от перевала, останавливаемся на первой же незанятой полянке на берегу, хотим придти в себя, пообедать. Место шикарное – песчаная полянка, сосенки, шумит Чулымшан. Противоположный берег – великолепные отвесные скалы. На реке тоже движение – плывет большая группа из катамаранов и еще какого-то забавного сооружения, которое с натяжкой можно назвать плотом. У них, видимо, есть группа береговой поддержки – тут же по берегу проезжает пара джипов и невдалеке у поворота реки они все вместе долго тусуют. Обедаем мы не спеша где-то до пол третьего. Не терпится посмотреть, что же там дальше. В принципе, до Телецкого тут километров 70, но описания обещают тяжелые броды. Даем себе обещание в них не лезть, нам машина нужна живой! А пока едем по красивейшей долине среди скал, осыпей и водопадов. Несколько ручейков пересекаем по вполне нормальным мостам. Дорога только местами совсем не фонтан – крупные камни, как ни осторожничаю, а все равно бабахаюсь защитой. Ленка непрерывно фотографирует, пару раз останавливаемся полюбоваться на окрестные скалы. Первое препятствие километров через 20. Тут, видно, тоже был мостик, да провалился. Во всяком случае дорога перегорожена и накатан объезд к броду. Воды совсем мало, но очень крутой и каменистый спуск-подъем. Кое-как переползаем и вскоре выезжаем к первому настоящему броду. Это рукав Чулымшана, никаких признаков моста нет. Выглядит нестрашно, нешироко, мелко. А если чуть в стороне от основной колеи, где перекатик – так и вообще по щиколотку. Переезжаем почти что сходу. А вот увидев следующий брод, меньше чем через километр, я сразу же говорю Ленке: “Все. Дальше мы точно не проедем”. Это тот же рукав Чулымшана, но тут он почему-то в два-три раза шире и полноводнее. К тому же спуск довольно грязный, колея. Гуляем, любуемся, я все-таки разуваюсь и исследую брод. Вода ледяная – пока перейдешь на другой берег, ноги сводит! Глубина по колено, течение. Хотя если по широкой дуге по перекату, то до колена не достает. “Да нет, ну его на фиг!” – уговариваю себя. Иду уже прочь от реки и вдруг начинаю кол####ься. Ведь до Телецкого уже совсем недалеко, а наш девиз – никогда не сдаваться! Пока он нас не подводил. Курю еще сигаретку, изучаю брод уже предметно – как тут получше съехать, что б на въезде хоть не застрять. Решаюсь и быстро, пока опять не заели сомнения, еду на штурм! Спускаюсь благополучно, и медленно-медленно, не поднимая волну – мы теперь ученые, в прошлом году в Уткино на Карельском перешейке невинная лужа закончилась гидроударом и заменой поршневой группы – переползаем речку. Все! На берегу и вроде без потерь! У меня это первый опыт форсирования такой широкой реки – от возбуждения аж зубы стучат. Едем дальше. Снова бродик – ручей в симпатичной сосновой роще. Прямо на дереве приколочен километровый знак “71/52”. 52 – это до Балыкчи, а 71 – от Балыктуюля. И опять проблема не столько в ручье, сколько в камнях вокруг. Но проезжаем. Потом вдруг попадается участок хорошей дороги, где можно разогнаться аж до 60 км/ч, но не надолго. Въезжаем в деревню Коо. Ручей течет прямо по дороге, объезжаем это дело по краю поля и упираемся в огромную мутную лужу. С двух сторон, как специально, стоят заборы – никак не объехать, только по центру. В отличие от речек, вода абсолютно непрозрачная – фиг поймешь глубину. Пытаюсь потыкать палкой – с краю вроде неглубоко, а что там в центре, черт его знает. Лезть туда не хочется, еще и народ какой-то вокруг маячит – неуютно. Нужно срочно что-то предпринимать, либо вперед, либо назад. Это просто дежа вю какое-то с той прошлогодней лужей в Уткино, но бесславно разворачиваться как-то совсем обидно. Рискуем, и лезем в эту лужу. Глубокая, сволочь! Только бы не [Мост через Башкаус.] заглохнуть и не застрять. Фуф, проехали. Но явно глубже того брода. Блин, и посреди деревни – ну неужели так трудно прокопать канаву и спустить ее?! А может, они специально этого не делают… А скорее всего, им просто на все глубоко начхать – деревня производит очень мрачное впечатление полной разрухи. Времени уже пол пятого, еще какой-то мелкий ручеек, но до Балыкчи всего 25 км. Но! Судя по карте, впереди нас ждет Башкаус, а броды через него даже в верховьях очень непростые. Подозреваю, что это и есть уже окончательная точка поворота. Долина Чулымшана становится шире, сам он поспокойнее. Дорога отклоняется от реки довольно далеко, слева открывается долина Башкауса. А вот и он сам – здоровенная река! Да. Переехать его вброд сможет разве что Урал. Но, вы будете смеяться, тут есть мост! Хороший, цивилизованный деревянный мост! Неужели мы таки доедем до Телецкого…