Не надо углубляться в рейтинги, чтобы увидеть, как отдельно взятый китайский бренд может серьезно потеснить таких долгожителей рынка, как Джип, Рено и Лексус (Jeep, Renault, Lexus).
Серьезный рост в списках продаж показывает в наши дни марка MG, а также автомобили брендов LDV и Great Wall, особенно в азиатских странах.
Однако, не все китайские авто были приняты рынком. Давайте посмотрим на аутсайдеров.
Фольксваген Поло седан
Автомобиль, одним из первых появившийся на азиатских рынках имел явно не китайское название и заводской знак Фольксвагена. Эта фирма давно доминирует на китайском рынке. Совместное предприятие запущено аж в 1984 году. По какой-то причине ФВ решил экспортировать седан ФВ Поло в 2004 году, что и стало первым серьезным шагом по поставке автомобилей китайского производства на внешние рынки.
Качество сборки Поло было хорошим, но он предлагался только с 5-ступенчатой механической КП. И, кроме всего прочего, к тому времени седаны потеряли популярность у покупателей. Фирма заявляла о грандиозных планах, но через пару лет, после выпуска следующего поколения, Поло был снят с производства в Китае и никуда и никогда больше не поставлялся.
Джили МК
Сегодня марка Джили – престижный китайский автопроизводитель, владеющий такими брендами, как Вольво и Лотос(Volvo и Lotus). А десять лет назад фирма не имела даже выхода на международный рынок.
Пришел свежий менеджмент и представил за пределами КНР новый бюджетный бренд Джили с моделью МК , седан и хэтчбэк размером с Тойоту Ярис. Далее в планах фигурировали микроавтомобиль Панда, небольшой ЕС7 и среднеразмерный внедорожник ЕХ7.
Примерно в то же время на внешний рынок вышла компания Чери со своей линейкой из трех схожих по характеристикам марок.
МК также сразу просел на внешних рынках из-за отсутствия у него системы ESP (электронной стабилизации устойчивости), наличие которой стало обязательным в ряде стран, и отсутствия комплектаций с автоматической КПП. Позже пришлось проводить отзывную кампанию из-за асбестовых прокладок, запрещенных в некоторых странах. В общем, МК незаметно покинул рынок из-за обилия проблем.
Грейт Волл (Great Wall) СА220
В то время как Чери едва сводила концы с концами, а Джили потерпела неудачу, компания ГВ Моторс все же добилась скромного успеха в самые первые годы выхода на внешние рынки.
Привлекательный недорогой пикап Х240 и, что более важно, две дешевые модели легковых автомобилей, потеснили бюджетные корейские бренды.
Перелицованный Исудзу Фастер с капотом в стиле Ниссан Навара был заманчив по цене, ноне имел ни АБС, ни подушки безопасности пассажира. Низкий рейтинг в краш-тестах тоже не вызывал энтузиазма у покупателей. В общем, ГВ пришлось прекратить выпуск модели СА220 и сфокусироваться на более популярном В240.
Фотон Вью и Савана
Фотон более известен как производитель грузовиков. В 2014 году фирма вышла на рынок легких коммерческих автомобилей с моделью Тунланд. После расставания с рядом дилеров фирма продолжала поставлять грузовые и пассажирские фургоны Вью. Это родственники той же Тойоты ХайЭйс, произведенные по лицензии.
В 2017 году Фотон обновил модельный ряд новым автомобилем Савана, внедорожником с тем же шасси с лестничной рамой, что и Тунланд. Он планировался как конкурент Тойоте Форчунер при более низкой цене.
Семиместный внедорожник со странным названием так и не обрел популярности у заказчиков.
Без поддержки дилеров присутствие Фотон на внешнем рынке значительно сократилось. Уровни продаж столь незначительны, что даже не попадают в статистику.
Хавал Н8 (Haval H8)
Отдельный бренд ГВ Моторс для внедорожников, Хавал, не покорил азиатские рынки так, как это удалось фирме МG. Тем не менее, с момента запуска в 2016 году он добился значительных успехов.
При сохранившемся предложении всё тех же Н2, среднеразмерных Н6 и больших Н9, представленных в том же году, одна модель незаметно покинула рынок. Это большой пятиместный внедорожник Н8.
В отличие от Н9, немного более дорогого с рамной конструкцией , Н8 имел несущий кузов и как передний, так и полный привод при том же надувном бензиновом двигателе 2 л. А по цене превосходил Форд Территори.
При том, что для Н8 было доступно множество опций, вплоть до массажных сидений, активных фар и пр., цена была слишком высокой для автомобиля неизвестной марки в сегменте с такой конкуренцией.
ZX Гранд Тигр
Первым прямым конкурентом для своих соотечественников Чери Тигго и ГВ Вингл на азиатском рынке выступила модель Гранд Тигр от компании ZX в 2012 году. Она имела всё ту же одинарную или сдвоенную кабину и полноприводную трансмиссию как вариант. АКП опять отсутствовала.
При одинаковых с ГВ V240 характеристиках автомобиль не смог составить конкуренцию ни своим соотечественникам, ни таиландским одноклассникам. Тигр на деле оказался бумажным и исчез с рынка в 2015 году.
JMC Вигус
Когда исчезли ГВ и ZX, на рынок вышел JMC со своим пикапом Вигус со сдвоенной кабиной. Как и конкуренты, он имел стандартный 2,4 л бензиновый двигатель от Мицубиси и пятиступенчатую МКП. Позднее предлагался и турбодизель 2,5 л от Тойоты.
В варианте внедорожника машина выделялась дизайном интерьера в стиле Опеля и бензиновым 2-литровым двигателем с турбонаддувом, что необычно для сегмента, где преобладают дизельные моторы.
Несмотря на довольно широкое распространение внедорожников JMC в дилерских центрах, компания ушла с рынка из-за медленных темпов продаж и плохой узнаваемости имени, а также из-за отсутствия АКП.
Подведем итог
Много китайских автопроизводителей вошли на азиатский рынок только с одним продуктом, внедорожником (пикапом). Несмотря на низкие цены и ненасытный аппетит к таким авто, ни один из них не добился здесь успеха.
Принимая во внимание конкуренцию с индийскими Махиндра и Тата и учитывая общее недоверие к автомобилям китайского производства, автодилерам придется приложить немало усилий чтобы добиться успеха.
Китайские компании доказали свою способность находить нужных инженеров и дизайнеров. А также необходимые компоненты.
Они прошли длинный путь за 10 лет. Посмотрим, куда он приведет их в следующие десять.