Да пожалуйста!
Как говориться, повторенье - мать ученья! Вот еще раз:
Основополагающими законами в сфере взаимоотношений водителей ТС и инспекторов дорожного движения являются Административный кодекс РФ, а также федеральные законы "О милиции" и "О безопасности дорожного движения". К числу наиболее значимых нормативных актов МВД РФ относятся Положение о ГИБДД и Наставление по работе ДПС ГИБДД. Именно этими документами должны руководствоваться в своей деятельности сотрудники ГИБДД и правильно применять их положения на практике. Автомобилистам также нелишне иметь представление о содержании этих документов.
Основным нормативным документом, регламентирующим несение службы инспектором ДПС на дороге, является
Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее Наставление), куда почти полностью вошли положения известного Приказа МВД № 329 "О реформировании деятельности ГАИ МВД России".
Остановка транспортного средства, проверка документов Согласно пункту 6.5.2 Наставления, сотрудник ДПС имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.
А пункт 6.5.3 гласит, что сотрудник ДПС может останавливать на стационарных постах, КПМ, КПП транспортные средства для проверки у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.
Наставление предоставляет сотруднику ДПС право останавливать ТС только в случаях, напрямую предусмотренных пунктом 13.7 (всего шесть оснований):
- нарушение ПДД водителями или пассажирами;
- при наличии данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
- в случае нахождения ТС в розыске, а также при наличии данных об использовании ТС в противоправных целях;
- при необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
- при выполнении решений госорганов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- при необходимости привлечения водителя или ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции.
Проверка документов на право пользования и управления ТС, а также документов на ТС и перевозимый груз осуществляется только на стационарных постах ДПС, КПМ и КПП. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка ТС вне стационарных постов с целью проверки документов.
Запрещается останавливать ТС без необходимости. Если вышеперечисленные условия отсутствуют, то, согласно приказу МВД № 329, такая остановка расценивается как нарушение гаишником служебной дисциплины. На сегодняшний день мы наблюдаем массовое нарушение со стороны инспекторов ДПС требований данного приказа. В основном конфликты начинают возникать, когда сотрудники ГИБДД не выполняют требования пункта 18.2 Наставления и пунтка 2 Приказа МВД № 329, согласно которым при обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, назвать свою должность, звание и фамилию и, главное, сообщить о причине остановки ТС.
Если водитель нарушил ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан чётко указать, какой пункт Правил дорожного движения он нарушил и в чём конкретно выразилось данное нарушение.
Только после этого инспектор ДПС вправе потребовать предъявления документов. Водитель имеет право на основании пункта 18.9 Наставления до передачи своих документов инспектору потребовать от сотрудника милиции предъявить служебное удостоверение и сообщить номер нагрудного знака.
Инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и держать его перед водителем столько времени, сколько водителю может потребоваться для того, чтобы переписать реквизиты удостоверения.
Часто споры на дороге возникают из-за того, что инспектор ДПС пытается проверить техническое состояние ТС. Согласно пунтку 13.9 Наставления и пункту 6 приказа МВД № 329, сотрудникам ДПС запрещается проверять техническое состояние ТС, прошедших гостехосмотр в установленном порядке.
Доставление и задержание водителей Сотрудник ДПС может доставлять граждан в дежурную часть ОВД только на основании ст.27.2 КоАП РФ и в строго определённых случаях, указанных в пункте 13.18 Наставления:
- для составления протокола об административном правонарушении при невозможности сделать это на месте;
- если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность, нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нём, а также если у него отсутствуют положенные документы на ТС или груз;
- если ТС причастно к ДТП или преступлению;
- при управлении ТС с подложными номерными знаками;
- при выявлении признаков подделки документов, признаков спиливания или кустарного нанесения номеров на агрегатах и узлах;
- при совершении правонарушений, связанных с неподчинением законному распоряжению или требованию сотрудника милиции.
Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по нему (ст.27.3 КоАП РФ). Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов (ст.27.5 КоАП РФ).
А вот, вообще замечательно написано!!! В случае, если требование об остановке подает не работник милиции или водитель опасается, что останавливающий его человек не является сотрудником милиции, и водитель не остановил транспортное средство по требованию, то водителю необходимо на ближайшем посту ГАИ или в ближайшем отделении милиции сообщить о данном случае с указанием конкретных обстоятельств (темный и безлюдный участок дороги где-нибудь в глухом тупике или да пределами населенного пункта), особенностей поведения (подавал сигнал, пряча лицо при приближении к остановившемуся автомобилю, произвел движения, напоминающие доставание оружия или неожиданно побежали и стали приближаться явно не работники милиции и т.д.), которыми он руководствовался, игнорируя требование об остановке. Естественно, такие особенности можно воспринять только существенного снижения скорости, притормаживания и т.п. Такое сообщение необходимо сделать в письменном виде и записать данные того лица, которому оно сделано. В таком случае, если и будет в последствии оформлен соответствующий административный материал, то строгость налагаемого взыскания может указанными обстоятельствами быть существенно снижена, а возможно, будут основания и для прекращения производства по делу о данном нарушении. Все сказанное имеет отношение к случаям, когда после невыполнения требования об остановке не будет организовано преследование транспортного средства. В противном случае все указанные выше основания у водителя будет право изложить в объяснении к протоколу об административном правонарушении, который будет оформлен после задержания водителя. В этом случае в его пользу будут и пояснения пассажиров, сведения о которых следует указать в своих объяснениях.
В общем, свобода для маневра всегда есть. нужно только грамотно вести беседу и не плясать под дудку гайцев.
8)