Made in USSR: советские автомобили на экспорт

Во времена Советского Союза вся промышленность, и автомобильная в том числе, в первую очередь учитывала нужды государства и держала ориентир на так называемое строительство коммунизма. Неудивительно, что особое внимание уделялось военной и тяжёлой технике. Легковые же автомобили разрабатывались и выпускались по остаточному принципу.

Разумеется, такой подход со временем привёл к возникновению острого дефицита. Тем поразительнее тот факт, что некоторые модели Советский Союз весьма активно экспортировал. Причём это не всегда был слаборазвитый рынок ряда африканских стран или государств соцлагеря. Некоторые экземпляры попадали в Великобританию, ФРГ и даже Северную Америку. Чем же привлекали советские модели искушённых зарубежных автолюбителей и были ли у них соперники?

«ГАЗ М-20» — «Победа»

Автомобиль мог похвастаться неплохими результатами продаж в странах Скандинавии. А особенно он пришёлся по душе жителям Финляндии, авторынок которой был весьма скромен: в послевоенное время страна была слишком бедной, поэтому западные модели туда не поставлялись.

«ГАЗ М-20» – «Победа»

@drive-boom.ru

Интересно, что жители скандинавских стран прозвали «Победу» «танком во фраке».

В 1952 году один экземпляр машины попал в руки британских журналистов, специализирующихся на автомобильной тематике. Стоит отметить, что официально модель на рынок Туманного Альбиона не поставлялась. В ходе испытаний журналисты отметили плохой обзор и низкую динамику. Зато им пришлась по душе проходимость М-20. Как они отмечали: «Вездеходность — самая сильная черта характера советского автомобиля. Владельцу покорится любая дорога, даже если машина будет перегружена».

«Москвич-400»

В 1957 году автомобиль попал в цепкие руки английских журналистов. Сказать спасибо стоит норвежскому рыбаку, который приобрёл машинку на родине, после чего отправился на ней к другу, проживавшему на Британских островах. После нескольких поездок, журналисты вынесли вердикт: «Машина простая, отличается удобным и послушным управлением. Особенно радует подвеска, обеспечивающая комфортную езду по бездорожью. Однако дизайн экстерьера и уровень отделки салона оставляют желать лучшего».

«Москвич — 400».

@all-auto.org

«ГАЗ 21» – «Волга»

Покорение зарубежного рынка «Волга» начала с Великобритании. Так, английские журналисты писали: «Максимальный разгон до 130 км/ч и четверть мили за 24 секунды — динамика, которая не способна поразить воображение даже неприхотливого автолюбителя». Однако жители Туманного Альбиона отметили экономичный расход топлива и хорошее качество сборки.

«ГАЗ 21» – «Волга».

@typrishol.ru

А спустя несколько лет «Волга» пересекла океан и обосновалась на рынке США. Журналисты, прокатившиеся на третьем поколении модели, изрядно поупражнялись в ироничной оценке: «Потолок машины напоминает коврик для ванной, обивка салона похожа на линяющего воробья. «Волгу» кренит, как стаканчик во время урагана, и кажется, что вот-вот она превратится в домик Дороти». Однако не обошлось и без положительных отзывов. Например, были отмечены качественная подвеска и надёжный двигатель.

«Москвич-408»

В конце шестидесятых сотрудники шведского автомобильного журнала, в руки которым попал 408-й, проехали на нём более 1 200 километров за два дня. Причём трассу выбрали очень сложную, а автомобиль загрузили по максимуму. После пробега они писали: «Мы гоняли «Москвич» по раллийной трассе, по тропам, натоптанным животными… Но так и не сумели сломать машину».

«Москвич-408».

@drive2.ru

А вот британские журналисты написали следующее: «Кузов авто нареканий не вызывает, но отсутствие хорошей шумоизоляции, тугие педали, невнятное переключение скоростей лишают «борщ сметаны».

LADA NIVA

Компактный внедорожник тольяттинского завода — настоящий рекордсмен по географическому охвату (он смог добраться даже до Новой Зеландии) и по количеству разнообразных версий, собранных за границей, — пикапы, фургоны, кабриолеты. Всё это делает «Ниву» одной из самых успешных моделей отечественного производства.

LADA NIVA.

@avtorinok.ru

Придирчивые английские журналисты писали: «Конечно, без недостатков не обошлось, но их немного и они не критичны. На бездорожье с ней способен потягаться лишь Range Rover. Причём неплохие показатели «Нива» сохраняет и при движении по асфальтированному покрытию».

«ВАЗ-2108»

Появление вазовской «восьмёрки» некоторые журналисты назвали настоящим прогрессом советского автопрома. Однако другие эксперты отметили, что несмотря на достойные динамические характеристики и приятную стоимость, качество сборки оставляет желать лучшего.

«ВАЗ-2108».

@auto.rambler.ru

«ВАЗ-2105» (LADA Riva)

Журналисты, прокатившиеся на вазовской «пятёрке», позже писали: «LADA Riva — хорошая модель, которая может похвастаться не только неплохим качеством сборки, но и приятным ценником». Впрочем, столь лестные отзывы не мешали обывателям называть «Риву» машиной для докеров, и, ухмыляясь, добавлять, что у владельцев «пятёрки» дома обязательно красуется портрет Че Гевары.

LADA Riva.

@drive2.ru

«ЗАЗ-1102» – «Таврия»

Чтобы узнать мнение иностранцев о «запорожце», достаточно заглянуть в венгерский автомобильный журнал, в котором была размещена соответствующая статья. Так, сотрудники издания писали: «Хотите неплохо сэкономить? Приобретайте пол-автомобиля за полцены!». Причина шутки кроется в стоимости «Таврии», которая продавалась вдвое дешевле, чем румынская малолитражка Olcit (в те годы считалась самой дешёвой моделью).

«ЗАЗ-1102» – «Таврия»

@topruscar.ru

Также журналисты добавляли: «Этот автомобиль — настоящий уникум, который нельзя сравнивать ни с одной легковой моделью на свете… «Радуют» щётки стеклоочистителя, готовые отправиться покорять стратосферу прямо во время движения. Двигатель, который когда-нибудь заведётся, взаимодействует с довольно неплохим сцеплением. Последнее связано с никогда не работающей трансмиссией».

То, что некоторые модели советского автопрома активно поставлялись на зарубежный рынок, — факт, не требующий доказательства. Причём в некоторые отрезки времени, например в 60-е, объём реализуемой техники был весьма внушителен. Успех советских моделей кроется в приятной стоимости.

К сожалению, постепенно поток реализуемой продукции начал падать: сказывалось ощутимое отставание отечественной промышленности. Сегодня российские машины поставляются преимущественно в Беларусь и Казахстан, а вот продажи на рынках Европы и США довольно скромные.

Оценить статью
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
0
Поделиться
Комментарии (0)
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector