Машины-амфибии: правда или вымысел?

В далёком 1926-м, 18 января состоялась премьера фильма «Броненосец Потёмкин», снятого Сергеем Эйзенштейном. В этом же году в России была открыта одна из крупнейших судостроительных верфей. Со стороны эти события никак между собой не связаны. Однако не всё так очевидно: на самом деле у судоходной техники и наземных транспортных средств существует одна неявная точка пересечения — автомобили-амфибии.

Это чудо инженерной мысли способно передвигаться по суше и воде, а некоторые модели проектируются на основе совершенно невероятных приспособлений.

Машины-амфибии — что это? Немного истории

В начале XXI века швейцарская фирма «Ринспид», специализирующая на производстве оригинальной техники, представила миру модель автомобиля на подводных крыльях. Но интересен факт, что более 60 лет назад в СССР была разработана и успешно спущена на воду машина, снабжённая таким же элементом. Само событие было окутано тайной, ведь заказчиком выступило военное ведомство. Поэтому неудивительно, что о существовании столь необычной техники было неизвестно в течение длительного времени.

В 1953 году конструкторы Национального автомобильного института СССР получили необычную заявку на проектирование машины, способной одинаково хорошо передвигаться как по суше, так и по воде. Возглавил группу инженеров А. М. Хлебников, в 1963 вставший у руля института.

Первым делом учёные занялись теоретической стороной вопроса. В ходе многочисленных обсуждений выяснилось, что для увеличения скорости передвижения по воде требовалось уменьшить сопротивление кузова.

Конечно, добиться нужного показателя можно было, сделав конструкцию более обтекаемой: заменить привычный остов автомобиля обводами катера. Часть инженеров предлагала создать отсек, в который бы убирались колёса. Однако второй вариант приводил к увеличению массы техники и существенно снижал скорость передвижения.

В ходе споров было принято мудрое решение: сочетать лёгкую простую конструкцию и традиционные элементы передвижения катера. За основу взяли вездеходную версию «Москвич 410». Так появилась первая модель-амфибия, получившая:

  • обтекаемый цельнометаллический кузов, рассчитанный на 4 человек;
  • гладкое днище;
  • специальные ниши, в которые убирались колёса;
  • в задней части расположился гребной винт, присоединённый к выдвижной колонке с редуктором;
  • на крышку багажника пристроили запасное колесо и насос для откачки воды;
  • под капотом находился силовой агрегат мощностью 41 л.с., который охлаждался струёй воздуха;
  • мосты были оснащены качающимися полуосями и гидравлическими цилиндрами, с помощью которых втягивались в отсек.

Справка. При нагрузке 1 560 кг при движении по воде прототип развивал скорость почти 13 км/ч.

Спустя некоторое время была выпущена вторая модель — «НАМИ-055Б». Она была оснащена 90-сильным двигателем, позаимствованным у «Татры». Однако более 2,2 км/ч при движении по воде техника развить не смогла. Так инженеры узнали, что невозможно увеличить скорость только за счёт более мощного мотора.

«НАМИ-055Б»..

@kommersant.ru

В 1959 году было принято решение оснастить технику подводными крыльями. Для этого инженерам нужно было при помощи гидродинамических устройств приподнять её кузов над поверхностью. Благодаря такой конструкции получался эффект воздушной подушки, выталкивающей машину из воды и заставляющий её глиссировать. Созданная модель при полной загрузке смогла развить 50 км/ч.

Однако успешные испытания не всегда означают, что техника войдёт в серийное производство. Так получилось с «НАМИ-055Б». Модель оказалась слишком тяжёлой, технически сложной, плохо передвигалась по суше. Потому никакого развития не последовало. И только спустя много лет инженеры разных стран вернулись к разработке амфибии.

Земноводное авто: современная реальность

Конструкторы современности не ограничены заказами военных и сохранением государственной тайны, потому полёт инженерной мысли порой приводит не только к впечатляющим, но и совершенно оригинальным изобретениям.

Terra Wind Motorhome

Интересно, что бы сказали конструкторы советского Национального автомобильного института, услышав словосочетание «плавучий дом на колёсах»? Оно состоит всего из трёх слов, но все они противоречат друг другу. В действительности это описание вполне реальной техники. В начале нового тысячелетия компания с очень говорящим названием — Cool Amphibious Manufacturers International — явила миру оригинальную амфибию, созданную на базе полноценного дома на колёсах. Так свет увидел Terra Wind.

Terra Wind Motorhome.

@watercraftjournal.com

Вместительный кузов скрывает комфортный меблированный салон, в котором есть всё необходимое. Огромная плазменная панель и уютная двуспальная кровать прилагаются. Конструкция помещена на лодочный корпус из лёгкого алюминия и приводится в движение дизельным агрегатом мощностью 330 «лошадок». Передвигаясь по суше, мотор крутит колёса, плывя по воде — пару гребных винтов.

Terra Wind Motorhome внутри.

@dornob.com

Справка. На дороге эта техника развивает скорость до 140 км/ч, в режиме «амфибия» разгоняется до 13 км/ч.

Dobbertin Surface Orbiter

Dobbertin Surface Orbiter — яркий пример того, как довольно странная идея приводит к неожиданному результату. Разумеется, при наличии целеустремлённости.

В начале 1990-х американец Рик Доббертин загорелся создать универсальное транспортное средство, одинаково хорошо передвигающееся по воде и суше. Главное, чтобы техника могла выдержать кругосветное путешествие!

Для воплощения идеи в жизнь Рик раздобыл огромную цистерну 1959 года выпуска, 6-литровый силовой агрегат мощностью 250 л.с. и четырёхступенчатую АКПП. Вооружившись необходимыми инструментами и деталями, доморощенный изобретатель заперся в своём гараже.

Dobbertin Surface Orbiter.

@dobbertinhydrocar.com

Спустя четыре года Рик выкатил конструкцию, которую трудно описать словами. Амфибия представляла собой гигантскую металлическую ракету, установленную на раму с колёсами. «Монстр» не только ездил, но и довольно шустро плавал. Причём настолько шустро, что стал первым гибридным авто, пересёкшим Панамский канал. Как тебе такое, Илон Маск?

Rinspeed Splash

Швейцарская компания «Ринспид» словно издевается над общепринятыми канонами автомобилестроения, представляя одну футуристическую модель за другой. Инженеры даже смогли изменить саму идею автомобиля-амфибии. Хотя, казалось бы, куда ещё оригинальнее. Но нет, парни из Rinspeed смогли удивить даже бывалых изобретателей.

Rinspeed Splash — это настоящий спорткар, который глиссирует по водной поверхности. Причём он не столько плывёт, сколько летит над гладью на высоте 60 см. Это возможно благодаря установленным подводным крыльям. В режиме «амфибия» техника разгоняется до 80 км/ч.

Rinspeed Splash.

@rinspeed.com

На дорогах общественного пользования спорткар тоже неплох: под капотом спрятался двухцилиндровый агрегат от снегохода, разгоняющий авто до «сотни» всего за 5,9 секунды.

Rinspeed Splash.

@rinspeed.eu

Watercar Panther

В отличие от предыдущих моделей, Watercar Panther — вполне себе серийное авто, которое может купить каждый желающий. Причём по скорости оно не сильно уступает Rinspeed Splash — по воде смесь водного байка и внедорожника разгоняется до 72 км/ч. Это делает Panther самой шустрой серийной амфибией в мире.

Watercar Panther.

@newatlas.com

Под капотом располагается шестицилиндровый 3,7-литровый силовой агрегат от Acura MDX, мощностью 300 «лошадок». Клиент может заказать обвес по своему вкусу: выбрать расцветку, принты, винил, материал отделки салона. Также производитель предлагает версию, разработанную специально для пожарной службы.

Мечтая изменить мир, привнеся новое и усовершенствовав старое — лучший двигатель прогресса. Как знать, возможно, через пару десятков лет человечество будет добираться в магазины или на работу, рассекая воздух крылом летающего автомобиля.

Оценить статью
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
0
Поделиться
Комментарии (0)
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.

Adblock
detector