Общепринятая практика высмеивать чудеса советского автопрома — и внешний вид корявенький, и ломались на каждом шагу. Но не «Жигулями» и «Москвичами» едиными могли похвастаться производители машин в СССР. Просто другие модели, например спорткары, выходили очень ограниченным тиражом, и граждане в подавляющем большинстве не имели об этих транспортных средствах никакого представления.
ЗИС-101А-Спорт
Спорткар, выпущенный ещё до войны, оказался очень продвинутым. Спортивный лимузин был оснащён тентом, который можно было снять, заборником воздуха, а на капоте красовалась головная оптика.
По оценкам инженеров, ЗИС с 6-литровым двигателем должен был разгоняться до 180 км/ч. Правда, во время испытаний удалось достичь только отметки в 164 км/ч. Выпустили всего один такой экземпляр, после чего проект ушёл в забытьё.
«Победа-Спорт»
ГАЗ-СГ-1 был первой машиной, выпущенной по окончании войны. Горьковские специалисты сделали «Победу», ориентируясь на ГАЗ-20. Благодаря обтекаемому кузову и другим передовым характеристикам спортивная машинка могла ехать со скоростью 191 км/ч.
Все три выпущенных экземпляра принимали участие в советских линейных гонках, причём установили несколько всесоюзных рекордов.
ЗИС-112
Работники завода ЗИЛ в начале 50-ых годов тоже занялись спортивным купе. Базой для спорткара стал лимузин ЗИС-110. Огромная фара по центру передка предопределила прозвище автомобильного детища. Его стали называть циклопом.
Двигатель мощностью 160 л.с. позволял достичь отметки на спидометре 200 км/ч. А после модернизации модели и того больше – целых 210 км/ч. Но подобный рекорд нигде не был зафиксирован.
МАЗ-1500
Экспериментаторы МАЗа не остались в стороне от разработок спорткара и в 1957 году похвастались своим двухдверным детищем. Знающие люди усмотрели в МАЗе-1500 поразительное внешнее сходство с Mercedes 300SLR, недавно сошедшим с конвейера.
Несмотря на слабенький «москвичёвский» двигатель в 60 л.с., лёгкая машинка без труда разгонялась до 165 км/ч. Один из двух выпущенных автомобилей занял пятое место во внутренних гонках.
«Ленинград»
Три года жизни пришлось пожертвовать инженеру-любителю Аркадию Бабичу, чтобы показать миру гигантский спорткар, сделанный по образу и подобию ГАЗ-12. На своём двухдверном детище изобретатель преодолел расстояние от Симферополя до Москвы за 20 часов.
Самоделка могла развить скорость 130 км/ч. Но вскоре был принят закон, запрещающий самовольное конструирование автомобилей, так что о перемещениях на родстере пришлось забыть.
ГАЗ-ТР «Стрела»
Производители Горьковского автомобильного завода решили поэкспериментировать и создать гибрид авто с самолётом. Свой гиперкар они оснастили двигателем, сняв его с МиГа-17. Мощность агрегата составляла тысячу лошадиных сил. Корпус был изготовлен из алюминия и дюраля, а в качестве тормоза использовался парашют.
Автоинженеры надеялись, что их детище разгонится до 800 км/ч, установив мировой рекорд. Но не сложилось… Подходящих шин для эксперимента не нашлось, а ГАЗ-ТР в процессе испытаний развалился на глазах у изумлённых испытателей. А гонщик, находящийся за рулём чуда-юда, отделался сломанным пальцем.
«Лаура»
Ещё один результат работы энтузиастов. Появился спорткар в обычном гараже на задворках Ленинграда, а собрали его инженеры-любители Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфёнов. Изобретатели использовали редкую на то время переднеприводную технологию и удивили публику, смонтировав электрические стеклоподъёмники.
В машине с вазовским двигателем и коробкой передач от ЗАЗа могло поместиться 5 человек. А скорость, которую развивала самоделка, по максимуму составляла 160 км/ч.
Было изготовлено несколько таких «Лаур» с чисто внешними отличиями. Их с удовольствием приглашали для участия в автомобильных выставках.