Что стало с заводом РАФ, самым популярным микроавтобусом СССР

Сразу после войны Советский Союз испытывал серьёзный дефицит транспорта, поэтому было решено строить как можно больше заводов. Одно из таких предприятий организовали в Риге — так появилась автобусная фабрика.

История создания

Микроавтобусы выпускались в середине ХХ столетия только на двух предприятиях. Кроме Риги, был ещё Ульяновск. Рижскую фабрику основали в 1949 году. До этого здесь функционировал авторемонтный завод №2. А ещё чуть раньше располагались частные мастерские.

Поначалу предприятие носило название Рижского завода автобусных кузовов. Планировалось наладить здесь выпуск автобусов средней величины. Спустя 2 года произошло объединение с Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой. Ещё четыре года понадобилось на налаживание конвейерной линии. После очередной реорганизации в 1954 году на базе РАРЗ и РЗАК появилось автопредприятие с окончательным названием РАФ.

Первая продукция

Первым стал автобус РАФ-651. Случилось это в 1953 году. Бусик был полной копией модели ГЗА-651 на деревянном каркасе из Горького. Был обустроен 16 пассажирскими сиденьями, а пассажиров в него могло поместиться 25. Всего собрали 25 таких моделей.

В 1955 году освоили новый РАФ-251, основанный на шасси пассажирского транспорта ГАЗ-51. Но при этом рижские специалисты занялись вагонной разработкой. Наравне с пассажирскими автобусами были разработаны служебные и грузопассажирские модели. За три года было произведено около полторы тысячи экземпляров.

А на микроавтобусы рижане переключились в 1957 году, выпустив РАФ-10. Назвали свежую разработку «Фестиваль». Очень много элементов в конструкции рижскими инженерами было заимствовано от Volkswagen.

Лучшие модели

Самой распространённой стала модель буса РАФ-977 «Латвия». Её разработали в 1959 году, после чего несколько раз модернизировали. Эту же разработку в дальнейшем перебросили на Луганский авторемонтный завод. Там она получила название ЛАРЗ-977 «Луганск».

РАФ-2203 «Латвия» хорошо запомнился поколению 90-ых. Его разработали в 1976 году. Мини-автобус практически превратился в легенду. Его можно было увидеть на Килиманджаро, а также в Африке, где РАФ без труда преодолел 12 тыс.км.

Во время Олимпиады-80 гостей столицы массово перевозили именно на модели 2203. Финны, приобретя лицензию, также занимались выпуском рижского микроавтобуса.

Конец эпохи расцвета

В 80-ых годах некогда процветающее предприятие пришло в упадок, как и большинство других заводов СССР того периода. В 1986 году грянул скандал — РАФ обвинили в резком снижении качества выпускаемого транспорта.

Через год трудовой коллектив на общем собрании выбрал нового директора. Но через 3 года на его место пришёл другой руководитель. Когда Латвия отделилась от Советского Союза в 1991 году, РАФ превратился в акционерное общество.

Завод переквалифицировался на выпуск малолитражек, но без рынка сбыта это оказалось нерентабельным.

В 1993 году рижане стали искать инвесторов в Западной Европе для моделей РАФ-М1 «Роксана» и РАФ-М2 «Стилс». Но никто из богачей западного мира так и не раскошелился.

Развернулись на 180 градусов в сторону России, но там уже сделали ставку на ГАЗель. Чтобы выжить, фабрика в 1996 году пыталась заключить договор о сотрудничестве с ГАЗом, но латышские власти заблокировали подписание соответствующих документов.

В 1997 году РАФ объявил себя банкротом. В настоящее время территория фабрики стоит в запустении.

Шанс на второе рождение

В 2012 году сердце латышского гонщика Андриса Дамбиса дрогнуло, и он в порыве ностальгии открыл в одном из заброшенных корпусов Рижской автобусной фабрики музей, собрав экспонаты, касающиеся истории латышского автопрома.

Спустя 6 лет произошла официальная регистрация торговой марки RAF. Предполагалось, что предприятие возобновит выпуск микроавтобусов, а также займётся производством электроавтобусов вместе с европейскими партнёрами.

Но в 2019 году пришло сообщение о принятии решения о крупноузловой сборке электромикробусиков на базе «ГАЗель Next».

Оценить статью
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
3.7
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии (29)
Оставить комментарий
author
ЙОуп

мде…просто мировая илитка против того чтобы появлялись другие центры производства.

author
Александр

А про ЕРАЗ забыли, который армянское чудо русское горе.

author
Владимир

А еще ЗИЛ,Москвич,Волги больше нет.И в России зскрыли еще много,много заводов.Везде одна причина.Нам повезло,что на Запад не взяли,вот и пришлось хоть что сохранить и даже востановить.

    author
    Евгений

    Да хватит уже писать про развал заводов, заводы на древнем оборудовании заточенных на сбыт внутренний не рентабельны.

    author
    Евгений

    Вы бы сами купили бы сейчас москвич новый, или волгу? за цену иномарки- 800-1.2 млн? или бы взяли киа рио?))) Почему думаете что по 3 копейки будут продавать? ниже 700тр сейчас не рентабельно. Поэтому и развалились, потому что, чтобы завод функционировал, он должен выпускат N авто и запчасти и чтобы их покупали. *(N: 20-100тыс шт. в мес), чтобы что то нормальное выпускать нужны новые линии, знаете сколько 1 линия стоит?) А зп целого завода и день простоя? когда на заводе пусть 1000 человек = * 30 000 = 30 млн только на зп, +10 млн доп расходы

author
RITA

канкуренты выдавили баблом через чиновников всю промышленность вот и все дела))) жадность и алчность правят, если бы не панты жили бы хорошо!!!!!

author
ioanic

Да,хрен с ними фашистами-прибалтами ! А что стало с НАШИМИ ЗАВОДАМИ ? Кто ответит за это ? Сколько пропало заводов у нас,в Горьковской области ?

    author
    2-9000-2238-7524

    газ работает и не пукает

author
хирург костолом Константин Дорофеев

нет уже волги ижа москвичя рафа скоро уаз ваз канет .зато золотые унитазы у носителей погон и деньги камазами вывозят .страна по имени жо-а

author
Юрий

И что? Сами с усами, нет?

author
Максим

«можно было увидеть на Килиманджаро, а также в Африке», а Килиманджаро это Антарктида? «Можешь не писать, не пиши!» (с) Полотер Степан.

author
Максим

Вот загадка — почему, разработав машину в 1976, на этом остановились? Если бы РАФ нормально эволюционировал — и сегодня пользовался бы спросом как семейный или рабочий минивен, или «офис на колёсах» — причём даже в родном кузове! Подвеска «Мак-Ферсон», передний привод, импортный дизель литра на 2-2,5 с соответствующими времени характеристиками, опционально АКПП, само собой АБС, ГУР, кондёр, подушки безопасности — неужели нельзя было всё это «приделать» к существующей машине за 30 с лишним лет? Да я бы первым купил такую машину!

author
Камиль

А завод находился в городе Елгава, я туда заезжал пока служил . Уютненький заводик был.

author
Соколов М.А.

Автобус бул паршивый, неудобный, постоянно ломался а запчасти были в дефиците, буквально за 3 года превращались в ржавый металлолом

author
Дима Попов

…и шпроты рижские тоже покупать не надо. Всегда при покупке в магазине первым делом смотрю на страну — производитель. Ведь СССР Латвии «всё испортил» в этой жизни. Пусть демонстрируют всему миру, на что способна Латвия. Какое экономическое чудо может совершить латышский народ. Да да, именно народ, а не правительство.

author
Олег

«произведено около полторы тысячи экземпляров» Склонять числительные совсем не возможно?

author
Николай

Если об истории, то автомобиль «Руссо-Балт» это тоже рижское изделие.

author
KUMAR55

Обратите внимание развал РАФа начался со снижения качества продукции + начало экономического кризиса в СССР. Руководство завода РАФ оказалось бездарным, как и все руководители того времени хотели получать много денег ничего не делая.

author
Дмитрий Виницкий

Можно подумать, был выбор микроавтобусов, чтобы он был «самым популярным». Аэрофлот тоже — самая популярная авиакомпания в СССР? Вам сколько годочков-то?

author
Михаил

Самое интересное почему раф а не еаф.Фабрика ведь на ходилась в Елгаве.Ну и что она делала.Только корпус.Движок от Волги.Кодёса неизвестно от куда.

author
lavr-bul

На Килиманджаро, а также в Африке. А Килиманджаро разве не в Африке?

author
Роман

Да и в России нынче нет своих машин. ВАЗ какие-то мутные «рено-ниссаны» делает, ГАЗ вообще приказал долго жить вместе с Москвичом.

author
Игорь

Назло мамке уши отморожу.

author
Артем

ПРоснитесь ..вы обосрались.ВАЗа больше нет. с 23 года исчезнут Нивы ,Гранты .Весты

    author
    DIMA03RU

    Може т и правильно,что исчезнут,хватит выпускать «престарелую»» Ниву» и прочиее » ВАЗовские «тазы»с гайками

author
Александр

Говоря о РАФ, который, хоть и назывался Рижский, но производство имел в городе Елгава, стоит упомянуть лужковский проект AMO Plant.

author
Евгений

РАФ ик по ныне красивый и хороший микро-автобус…. да ещё с Волговским движком… а по тем временам развитого Социализма это — прогрессс !!!

    author
    Александр

    На территории РАФ действует мелкосерийное производство автобусов, почему то только для города Елгава.

author
Алексей

вот она самая знаменитая из модель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.

Adblock
detector