Что стало с заводом РАФ, самым популярным микроавтобусом СССР

Сразу после войны Советский Союз испытывал серьёзный дефицит транспорта, поэтому было решено строить как можно больше заводов. Одно из таких предприятий организовали в Риге — так появилась автобусная фабрика.

История создания

Микроавтобусы выпускались в середине ХХ столетия только на двух предприятиях. Кроме Риги, был ещё Ульяновск. Рижскую фабрику основали в 1949 году. До этого здесь функционировал авторемонтный завод №2. А ещё чуть раньше располагались частные мастерские.

Поначалу предприятие носило название Рижского завода автобусных кузовов. Планировалось наладить здесь выпуск автобусов средней величины. Спустя 2 года произошло объединение с Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой. Ещё четыре года понадобилось на налаживание конвейерной линии. После очередной реорганизации в 1954 году на базе РАРЗ и РЗАК появилось автопредприятие с окончательным названием РАФ.

Первая продукция

Первым стал автобус РАФ-651. Случилось это в 1953 году. Бусик был полной копией модели ГЗА-651 на деревянном каркасе из Горького. Был обустроен 16 пассажирскими сиденьями, а пассажиров в него могло поместиться 25. Всего собрали 25 таких моделей.

В 1955 году освоили новый РАФ-251, основанный на шасси пассажирского транспорта ГАЗ-51. Но при этом рижские специалисты занялись вагонной разработкой. Наравне с пассажирскими автобусами были разработаны служебные и грузопассажирские модели. За три года было произведено около полторы тысячи экземпляров.

А на микроавтобусы рижане переключились в 1957 году, выпустив РАФ-10. Назвали свежую разработку «Фестиваль». Очень много элементов в конструкции рижскими инженерами было заимствовано от Volkswagen.

Лучшие модели

Самой распространённой стала модель буса РАФ-977 «Латвия». Её разработали в 1959 году, после чего несколько раз модернизировали. Эту же разработку в дальнейшем перебросили на Луганский авторемонтный завод. Там она получила название ЛАРЗ-977 «Луганск».

РАФ-2203 «Латвия» хорошо запомнился поколению 90-ых. Его разработали в 1976 году. Мини-автобус практически превратился в легенду. Его можно было увидеть на Килиманджаро, а также в Африке, где РАФ без труда преодолел 12 тыс.км.

Во время Олимпиады-80 гостей столицы массово перевозили именно на модели 2203. Финны, приобретя лицензию, также занимались выпуском рижского микроавтобуса.

Конец эпохи расцвета

В 80-ых годах некогда процветающее предприятие пришло в упадок, как и большинство других заводов СССР того периода. В 1986 году грянул скандал — РАФ обвинили в резком снижении качества выпускаемого транспорта.

Через год трудовой коллектив на общем собрании выбрал нового директора. Но через 3 года на его место пришёл другой руководитель. Когда Латвия отделилась от Советского Союза в 1991 году, РАФ превратился в акционерное общество.

Завод переквалифицировался на выпуск малолитражек, но без рынка сбыта это оказалось нерентабельным.

В 1993 году рижане стали искать инвесторов в Западной Европе для моделей РАФ-М1 «Роксана» и РАФ-М2 «Стилс». Но никто из богачей западного мира так и не раскошелился.

Развернулись на 180 градусов в сторону России, но там уже сделали ставку на ГАЗель. Чтобы выжить, фабрика в 1996 году пыталась заключить договор о сотрудничестве с ГАЗом, но латышские власти заблокировали подписание соответствующих документов.

В 1997 году РАФ объявил себя банкротом. В настоящее время территория фабрики стоит в запустении.

Шанс на второе рождение

В 2012 году сердце латышского гонщика Андриса Дамбиса дрогнуло, и он в порыве ностальгии открыл в одном из заброшенных корпусов Рижской автобусной фабрики музей, собрав экспонаты, касающиеся истории латышского автопрома.

Спустя 6 лет произошла официальная регистрация торговой марки RAF. Предполагалось, что предприятие возобновит выпуск микроавтобусов, а также займётся производством электроавтобусов вместе с европейскими партнёрами.

Но в 2019 году пришло сообщение о принятии решения о крупноузловой сборке электромикробусиков на базе «ГАЗель Next».

Оценить статью
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
3.6
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии (66)
Оставить комментарий
  • author
    ЙОуп

    мде…просто мировая илитка против того чтобы появлялись другие центры производства.

    1. author
      ЙИЯ

      всем производством на Земле владеют десяток УПЫРЕЙ. Они решают…

  • author
    Александр

    А про ЕРАЗ забыли, который армянское чудо русское горе.

    1. author
      путинский голодранец

      да 4 года на нет откатал возя гл инженера предприятия на дальнем востоке..это чудо есть чудо ка и сами армяне..двери при открывание падали на землю отшибая ноги..в кабине холод.запах гари.один раз загорелся у управления ели потушили..это колхида что это ведро с гайками.

    2. author
      Александр

      Более точное выражение звучало так,,, Гордость Армении слёзы России…

    3. author
      Владимир

      А ещё был КАЗ. Кутаисский авт. завод. Грузинское чудо, русское горе)))

    4. author
      Валерий

      А на Кавказе Разве что путное делали вспомните «Колхиду»!

    5. author
      Михаил

      А не вспомнить ли грузинскую Колхиду — то ещё «чудо».

  • author
    Владимир

    А еще ЗИЛ,Москвич,Волги больше нет.И в России зскрыли еще много,много заводов.Везде одна причина.Нам повезло,что на Запад не взяли,вот и пришлось хоть что сохранить и даже востановить.

    1. author
      Евгений

      Да хватит уже писать про развал заводов, заводы на древнем оборудовании заточенных на сбыт внутренний не рентабельны.

      1. author
        Анатолий

        древнее не значит плохое на АЗЛК в прессовом цехе стояли пресса ТОЛЕДО 1932 года работали исправно, просто заложен модуль прочности,они бы ещё сто лет проработали ,если бы не уроды во власти!!!

      2. author
        zanuda14

        Ну да. А японцы об этом и не знают

    2. author
      Евгений

      Вы бы сами купили бы сейчас москвич новый, или волгу? за цену иномарки- 800-1.2 млн? или бы взяли киа рио?))) Почему думаете что по 3 копейки будут продавать? ниже 700тр сейчас не рентабельно. Поэтому и развалились, потому что, чтобы завод функционировал, он должен выпускат N авто и запчасти и чтобы их покупали. *(N: 20-100тыс шт. в мес), чтобы что то нормальное выпускать нужны новые линии, знаете сколько 1 линия стоит?) А зп целого завода и день простоя? когда на заводе пусть 1000 человек = * 30 000 = 30 млн только на зп, +10 млн доп расходы

      1. author
        вегон

        Не купил бы!Но ведь должно правительство быть заинтересованно в развитии собственных технологий и выделять деньги,а не давать миллиардами денег на несуществующие дороги и тп!Путин сученок развалил все,что при СССР работало,не только конечно он,но этот утырок добивает!

      2. author
        ЙИЯ

        нерентабельно?

      3. author
        Александр

        Для решения таких проблем и существует плановая экономика. Которая была в СССР.

      4. author
        Максим

        Мой дед в 1972 году купил отечественную копию лучшего автомобиля Европы 1966 года ФИАТА-124 под названием ВАЗ-2101. И да, сегодня я бы с удовольствием купил за ту же цену отечественную копию лучшего автомобиля Европы 2016 года.

  • author
    RITA

    канкуренты выдавили баблом через чиновников всю промышленность вот и все дела))) жадность и алчность правят, если бы не панты жили бы хорошо!!!!!

  • author
    ioanic

    Да,хрен с ними фашистами-прибалтами ! А что стало с НАШИМИ ЗАВОДАМИ ? Кто ответит за это ? Сколько пропало заводов у нас,в Горьковской области ?

    1. author
      2-9000-2238-7524

      газ работает и не пукает

      1. author
        Семен

        Не не пукает,и серит через раз авнецом, еле дыхалку переводит,не были там,не шуршите.

  • author
    хирург костолом Константин Дорофеев

    нет уже волги ижа москвичя рафа скоро уаз ваз канет .зато золотые унитазы у носителей погон и деньги камазами вывозят .страна по имени жо-а

  • author
    Юрий

    И что? Сами с усами, нет?

  • author
    Максим

    «можно было увидеть на Килиманджаро, а также в Африке», а Килиманджаро это Антарктида? «Можешь не писать, не пиши!» (с) Полотер Степан.

    1. author
      Юра

      Бьюсь об заклад,он спутал с Фудзиямой в Японии! )

  • author
    Максим

    Вот загадка — почему, разработав машину в 1976, на этом остановились? Если бы РАФ нормально эволюционировал — и сегодня пользовался бы спросом как семейный или рабочий минивен, или «офис на колёсах» — причём даже в родном кузове! Подвеска «Мак-Ферсон», передний привод, импортный дизель литра на 2-2,5 с соответствующими времени характеристиками, опционально АКПП, само собой АБС, ГУР, кондёр, подушки безопасности — неужели нельзя было всё это «приделать» к существующей машине за 30 с лишним лет? Да я бы первым купил такую машину!

    1. author
      Александр

      Наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Это напоминает тезис некоторых хулителей нашей страны, которые, с пеной у рта, сравнивают нефтяные дохода Арабских Эмиратов и России. Забывая в каком климатическом поясе добывается нефть, живёт само население и его колличество

  • author
    Камиль

    А завод находился в городе Елгава, я туда заезжал пока служил . Уютненький заводик был.

  • author
    Соколов М.А.

    Автобус бул паршивый, неудобный, постоянно ломался а запчасти были в дефиците, буквально за 3 года превращались в ржавый металлолом

    1. author
      Алексей

      Ломался не автобус. Его ломали слабоподготовленный сервис, которого в принципе не было, как нет и сейчас. То что сейчас называется сервисом- это подобие сервиса. Даже у офицеалов нету ЗИП, его ждут месяцами а то и годами. Мне потребовалось 6 месяцев на замену противотуманки на RAV4 2018 г выпуска по гарантии. это позор. А где наши ПТУ и техникумы которые готовят специалистов? У нас сейчас все специалисты с улицы.

  • author
    Дима Попов

    …и шпроты рижские тоже покупать не надо. Всегда при покупке в магазине первым делом смотрю на страну — производитель. Ведь СССР Латвии «всё испортил» в этой жизни. Пусть демонстрируют всему миру, на что способна Латвия. Какое экономическое чудо может совершить латышский народ. Да да, именно народ, а не правительство.

  • author
    Олег

    «произведено около полторы тысячи экземпляров» Склонять числительные совсем не возможно?

  • author
    Николай

    Если об истории, то автомобиль «Руссо-Балт» это тоже рижское изделие.

  • author
    KUMAR55

    Обратите внимание развал РАФа начался со снижения качества продукции + начало экономического кризиса в СССР. Руководство завода РАФ оказалось бездарным, как и все руководители того времени хотели получать много денег ничего не делая.

    1. author
      Дмитрий

      Это был не экономический кризис, а спланированный экономический развал

  • author
    Дмитрий Виницкий

    Можно подумать, был выбор микроавтобусов, чтобы он был «самым популярным». Аэрофлот тоже — самая популярная авиакомпания в СССР? Вам сколько годочков-то?

  • author
    Михаил

    Самое интересное почему раф а не еаф.Фабрика ведь на ходилась в Елгаве.Ну и что она делала.Только корпус.Движок от Волги.Кодёса неизвестно от куда.

    1. author
      Дмитрий

      Колёса от Волги

    2. author
      pepel13633

      а почему ВАЗ? завод то в тальяти,тогда должен быть ТАЗ(хотя он и есть такой)

  • author
    lavr-bul

    На Килиманджаро, а также в Африке. А Килиманджаро разве не в Африке?

  • author
    Роман

    Да и в России нынче нет своих машин. ВАЗ какие-то мутные «рено-ниссаны» делает, ГАЗ вообще приказал долго жить вместе с Москвичом.

    1. author
      Александр

      Сбрендил? Кто приказал долго жить? ГАЗ? ГАЗелей не видишь? ГАЗонов 5 — 8-тонных? Электрические ГАЗели по Германии бегают. Да-да, по Германии! ГАЗели в Турции собирают, на Украине тоже, правда, под другим названием. Павловские автобусы — это тоже ГАЗ! Сейчас ПАЗики выглядят так, что многим импортным автобусам до такого дизайна, как раком до Луны! ГАЗ живёт и процветает.

    2. author
      Александр

      Вы неправы. Любая вещь произведённая человеком это реинкарнация чего то аналогичного. По вашейлогике у Франции, Германии, Англии нет своих самолётов? Ведь все они произошли от доработок братьев Райт , американцев.

  • author
    Игорь

    Назло мамке уши отморожу.

  • author
    Артем

    ПРоснитесь ..вы обосрались.ВАЗа больше нет. с 23 года исчезнут Нивы ,Гранты .Весты

    1. author
      DIMA03RU

      Може т и правильно,что исчезнут,хватит выпускать «престарелую»» Ниву» и прочиее » ВАЗовские «тазы»с гайками

    2. author
      Тимофей

      Почему исчезнут? Вот, пожалуйста: Гранта, Веста, новые модели

  • author
    Александр

    Говоря о РАФ, который, хоть и назывался Рижский, но производство имел в городе Елгава, стоит упомянуть лужковский проект AMO Plant.

  • author
    Евгений

    РАФ ик по ныне красивый и хороший микро-автобус…. да ещё с Волговским движком… а по тем временам развитого Социализма это — прогрессс !!!

    1. author
      Александр

      На территории РАФ действует мелкосерийное производство автобусов, почему то только для города Елгава.

  • author
    Алексей

    вот она самая знаменитая из модель

    1. author
      степа

      Рита..кОнкуренты пишутся через «О»…в школу то поди не ходила

  • author
    Андрей

    Заголовок перечитайте и увольте нахрен редактора

  • author
    Виктор

    Хорошо помню чувства, которые испытывал, когда чехи продались фольксвагену. Не сразу понял, что это был единственный способ выжить на западе.

  • author
    Алексей

    Отец работал на скорой помощи. Любимое выражение после дождя было бык поссал под колесо значит всё дальше не поедем. По проходимости ноль. Летом через огромное лобовое стекло пекло как в аду. Рычаг переключения передач располагался неудобно для водителя

  • author
    RK

    А в Таллине какой огромный завод стоит? Крупнейшее предприятие Эстонии (было).

  • author
    Константин

    А как били себя ушами по шекам «мы, до мы…»

  • author
    валера

    диверсия запада для продвижения своей автомобильно продукции

  • author
    Сергей

    Статья ни о чем. Автор даже не указал город, в котором находится РАФ — Елгава. Видимо не знаком с темой о которой пишет.

  • author
    Иван

    Я, горжусь этим авиоаромом я был бизнесмен 1995 плюсы минусы 3 года в этой теме, бас использовали и для дела когда обратно и два раза , для секса , пока ехали в Москву

  • author
    Диман

    Вот с какого авто сделали фольксваген это РАФ-М1 «Роксана»!!!!!!!!!!

  • author
    Владимир

    Я был в командировке на РАФе первый и последний раз в июне 1991 г. Они тогда показали свою новую разработку — реанимобиль на базе РАФ-2203

  • author
    сергей

    Зачем жалеть что было? Задай себе вопрос, а что нового построили в России за 30 лет. Кроме того что разворовали и распилили.

  • author
    Сергей

    Газ то выжил, может и Волгу возродят, а что касается азлк, Асатурян по-моему, так он и разворовал завод, ему Москва столько денег дала, что можно было построить новый завод, передовой. А что он, просто украл.

  • author
    Максим арансон

    короче, латыши просрали РАФ, как и фармацевтическую промышленность, радиозаводы — всё, что оставили им «проклятые оккупанты».

    1. author
      Александр

      Ну, а москвичи «просрали» АЗЛК. В этом бардаке все чего-то потеряли.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.

    Adblock
    detector