Сразу после войны Советский Союз испытывал серьёзный дефицит транспорта, поэтому было решено строить как можно больше заводов. Одно из таких предприятий организовали в Риге — так появилась автобусная фабрика.
История создания
Микроавтобусы выпускались в середине ХХ столетия только на двух предприятиях. Кроме Риги, был ещё Ульяновск. Рижскую фабрику основали в 1949 году. До этого здесь функционировал авторемонтный завод №2. А ещё чуть раньше располагались частные мастерские.
Поначалу предприятие носило название Рижского завода автобусных кузовов. Планировалось наладить здесь выпуск автобусов средней величины. Спустя 2 года произошло объединение с Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой. Ещё четыре года понадобилось на налаживание конвейерной линии. После очередной реорганизации в 1954 году на базе РАРЗ и РЗАК появилось автопредприятие с окончательным названием РАФ.
Первая продукция
Первым стал автобус РАФ-651. Случилось это в 1953 году. Бусик был полной копией модели ГЗА-651 на деревянном каркасе из Горького. Был обустроен 16 пассажирскими сиденьями, а пассажиров в него могло поместиться 25. Всего собрали 25 таких моделей.
В 1955 году освоили новый РАФ-251, основанный на шасси пассажирского транспорта ГАЗ-51. Но при этом рижские специалисты занялись вагонной разработкой. Наравне с пассажирскими автобусами были разработаны служебные и грузопассажирские модели. За три года было произведено около полторы тысячи экземпляров.
А на микроавтобусы рижане переключились в 1957 году, выпустив РАФ-10. Назвали свежую разработку «Фестиваль». Очень много элементов в конструкции рижскими инженерами было заимствовано от Volkswagen.
Лучшие модели
Самой распространённой стала модель буса РАФ-977 «Латвия». Её разработали в 1959 году, после чего несколько раз модернизировали. Эту же разработку в дальнейшем перебросили на Луганский авторемонтный завод. Там она получила название ЛАРЗ-977 «Луганск».
РАФ-2203 «Латвия» хорошо запомнился поколению 90-ых. Его разработали в 1976 году. Мини-автобус практически превратился в легенду. Его можно было увидеть на Килиманджаро, а также в Африке, где РАФ без труда преодолел 12 тыс.км.
Во время Олимпиады-80 гостей столицы массово перевозили именно на модели 2203. Финны, приобретя лицензию, также занимались выпуском рижского микроавтобуса.
Конец эпохи расцвета
В 80-ых годах некогда процветающее предприятие пришло в упадок, как и большинство других заводов СССР того периода. В 1986 году грянул скандал — РАФ обвинили в резком снижении качества выпускаемого транспорта.
Через год трудовой коллектив на общем собрании выбрал нового директора. Но через 3 года на его место пришёл другой руководитель. Когда Латвия отделилась от Советского Союза в 1991 году, РАФ превратился в акционерное общество.
Завод переквалифицировался на выпуск малолитражек, но без рынка сбыта это оказалось нерентабельным.
В 1993 году рижане стали искать инвесторов в Западной Европе для моделей РАФ-М1 «Роксана» и РАФ-М2 «Стилс». Но никто из богачей западного мира так и не раскошелился.
Развернулись на 180 градусов в сторону России, но там уже сделали ставку на ГАЗель. Чтобы выжить, фабрика в 1996 году пыталась заключить договор о сотрудничестве с ГАЗом, но латышские власти заблокировали подписание соответствующих документов.
В 1997 году РАФ объявил себя банкротом. В настоящее время территория фабрики стоит в запустении.
Шанс на второе рождение
В 2012 году сердце латышского гонщика Андриса Дамбиса дрогнуло, и он в порыве ностальгии открыл в одном из заброшенных корпусов Рижской автобусной фабрики музей, собрав экспонаты, касающиеся истории латышского автопрома.
Спустя 6 лет произошла официальная регистрация торговой марки RAF. Предполагалось, что предприятие возобновит выпуск микроавтобусов, а также займётся производством электроавтобусов вместе с европейскими партнёрами.
Но в 2019 году пришло сообщение о принятии решения о крупноузловой сборке электромикробусиков на базе «ГАЗель Next».
мде…просто мировая илитка против того чтобы появлялись другие центры производства.
всем производством на Земле владеют десяток УПЫРЕЙ. Они решают…
А про ЕРАЗ забыли, который армянское чудо русское горе.
да 4 года на нет откатал возя гл инженера предприятия на дальнем востоке..это чудо есть чудо ка и сами армяне..двери при открывание падали на землю отшибая ноги..в кабине холод.запах гари.один раз загорелся у управления ели потушили..это колхида что это ведро с гайками.
Более точное выражение звучало так,,, Гордость Армении слёзы России…
А ещё был КАЗ. Кутаисский авт. завод. Грузинское чудо, русское горе)))
А на Кавказе Разве что путное делали вспомните “Колхиду”!
А не вспомнить ли грузинскую Колхиду – то ещё “чудо”.
А еще ЗИЛ,Москвич,Волги больше нет.И в России зскрыли еще много,много заводов.Везде одна причина.Нам повезло,что на Запад не взяли,вот и пришлось хоть что сохранить и даже востановить.
Да хватит уже писать про развал заводов, заводы на древнем оборудовании заточенных на сбыт внутренний не рентабельны.
древнее не значит плохое на АЗЛК в прессовом цехе стояли пресса ТОЛЕДО 1932 года работали исправно, просто заложен модуль прочности,они бы ещё сто лет проработали ,если бы не уроды во власти!!!
Ну да. А японцы об этом и не знают
Вы бы сами купили бы сейчас москвич новый, или волгу? за цену иномарки- 800-1.2 млн? или бы взяли киа рио?))) Почему думаете что по 3 копейки будут продавать? ниже 700тр сейчас не рентабельно. Поэтому и развалились, потому что, чтобы завод функционировал, он должен выпускат N авто и запчасти и чтобы их покупали. *(N: 20-100тыс шт. в мес), чтобы что то нормальное выпускать нужны новые линии, знаете сколько 1 линия стоит?) А зп целого завода и день простоя? когда на заводе пусть 1000 человек = * 30 000 = 30 млн только на зп, +10 млн доп расходы
Не купил бы!Но ведь должно правительство быть заинтересованно в развитии собственных технологий и выделять деньги,а не давать миллиардами денег на несуществующие дороги и тп!Путин сученок развалил все,что при СССР работало,не только конечно он,но этот утырок добивает!
нерентабельно?
Для решения таких проблем и существует плановая экономика. Которая была в СССР.
Мой дед в 1972 году купил отечественную копию лучшего автомобиля Европы 1966 года ФИАТА-124 под названием ВАЗ-2101. И да, сегодня я бы с удовольствием купил за ту же цену отечественную копию лучшего автомобиля Европы 2016 года.
канкуренты выдавили баблом через чиновников всю промышленность вот и все дела))) жадность и алчность правят, если бы не панты жили бы хорошо!!!!!
Да,хрен с ними фашистами-прибалтами ! А что стало с НАШИМИ ЗАВОДАМИ ? Кто ответит за это ? Сколько пропало заводов у нас,в Горьковской области ?
газ работает и не пукает
Не не пукает,и серит через раз авнецом, еле дыхалку переводит,не были там,не шуршите.
нет уже волги ижа москвичя рафа скоро уаз ваз канет .зато золотые унитазы у носителей погон и деньги камазами вывозят .страна по имени жо-а
И что? Сами с усами, нет?
«можно было увидеть на Килиманджаро, а также в Африке», а Килиманджаро это Антарктида? «Можешь не писать, не пиши!» (с) Полотер Степан.
Бьюсь об заклад,он спутал с Фудзиямой в Японии! )
Вот загадка – почему, разработав машину в 1976, на этом остановились? Если бы РАФ нормально эволюционировал – и сегодня пользовался бы спросом как семейный или рабочий минивен, или “офис на колёсах” – причём даже в родном кузове! Подвеска “Мак-Ферсон”, передний привод, импортный дизель литра на 2-2,5 с соответствующими времени характеристиками, опционально АКПП, само собой АБС, ГУР, кондёр, подушки безопасности – неужели нельзя было всё это “приделать” к существующей машине за 30 с лишним лет? Да я бы первым купил такую машину!
Наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Это напоминает тезис некоторых хулителей нашей страны, которые, с пеной у рта, сравнивают нефтяные дохода Арабских Эмиратов и России. Забывая в каком климатическом поясе добывается нефть, живёт само население и его колличество
А завод находился в городе Елгава, я туда заезжал пока служил . Уютненький заводик был.
Автобус бул паршивый, неудобный, постоянно ломался а запчасти были в дефиците, буквально за 3 года превращались в ржавый металлолом
Ломался не автобус. Его ломали слабоподготовленный сервис, которого в принципе не было, как нет и сейчас. То что сейчас называется сервисом- это подобие сервиса. Даже у офицеалов нету ЗИП, его ждут месяцами а то и годами. Мне потребовалось 6 месяцев на замену противотуманки на RAV4 2018 г выпуска по гарантии. это позор. А где наши ПТУ и техникумы которые готовят специалистов? У нас сейчас все специалисты с улицы.
…и шпроты рижские тоже покупать не надо. Всегда при покупке в магазине первым делом смотрю на страну – производитель. Ведь СССР Латвии “всё испортил” в этой жизни. Пусть демонстрируют всему миру, на что способна Латвия. Какое экономическое чудо может совершить латышский народ. Да да, именно народ, а не правительство.
“произведено около полторы тысячи экземпляров” Склонять числительные совсем не возможно?
Если об истории, то автомобиль “Руссо-Балт” это тоже рижское изделие.
Обратите внимание развал РАФа начался со снижения качества продукции + начало экономического кризиса в СССР. Руководство завода РАФ оказалось бездарным, как и все руководители того времени хотели получать много денег ничего не делая.
Это был не экономический кризис, а спланированный экономический развал
Можно подумать, был выбор микроавтобусов, чтобы он был «самым популярным». Аэрофлот тоже – самая популярная авиакомпания в СССР? Вам сколько годочков-то?
Самое интересное почему раф а не еаф.Фабрика ведь на ходилась в Елгаве.Ну и что она делала.Только корпус.Движок от Волги.Кодёса неизвестно от куда.
Колёса от Волги
а почему ВАЗ? завод то в тальяти,тогда должен быть ТАЗ(хотя он и есть такой)
На Килиманджаро, а также в Африке. А Килиманджаро разве не в Африке?
Да и в России нынче нет своих машин. ВАЗ какие-то мутные “рено-ниссаны” делает, ГАЗ вообще приказал долго жить вместе с Москвичом.
Сбрендил? Кто приказал долго жить? ГАЗ? ГАЗелей не видишь? ГАЗонов 5 – 8-тонных? Электрические ГАЗели по Германии бегают. Да-да, по Германии! ГАЗели в Турции собирают, на Украине тоже, правда, под другим названием. Павловские автобусы – это тоже ГАЗ! Сейчас ПАЗики выглядят так, что многим импортным автобусам до такого дизайна, как раком до Луны! ГАЗ живёт и процветает.
Вы неправы. Любая вещь произведённая человеком это реинкарнация чего то аналогичного. По вашейлогике у Франции, Германии, Англии нет своих самолётов? Ведь все они произошли от доработок братьев Райт , американцев.
Назло мамке уши отморожу.
ПРоснитесь ..вы обосрались.ВАЗа больше нет. с 23 года исчезнут Нивы ,Гранты .Весты
Може т и правильно,что исчезнут,хватит выпускать “престарелую”” Ниву” и прочиее ” ВАЗовские “тазы”с гайками
Почему исчезнут? Вот, пожалуйста: Гранта, Веста, новые модели
Говоря о РАФ, который, хоть и назывался Рижский, но производство имел в городе Елгава, стоит упомянуть лужковский проект AMO Plant.
РАФ ик по ныне красивый и хороший микро-автобус…. да ещё с Волговским движком… а по тем временам развитого Социализма это – прогрессс !!!
На территории РАФ действует мелкосерийное производство автобусов, почему то только для города Елгава.
вот она самая знаменитая из модель
Рита..кОнкуренты пишутся через “О”…в школу то поди не ходила
Заголовок перечитайте и увольте нахрен редактора
Хорошо помню чувства, которые испытывал, когда чехи продались фольксвагену. Не сразу понял, что это был единственный способ выжить на западе.
Отец работал на скорой помощи. Любимое выражение после дождя было бык поссал под колесо значит всё дальше не поедем. По проходимости ноль. Летом через огромное лобовое стекло пекло как в аду. Рычаг переключения передач располагался неудобно для водителя
А в Таллине какой огромный завод стоит? Крупнейшее предприятие Эстонии (было).
А как били себя ушами по шекам “мы, до мы…”
диверсия запада для продвижения своей автомобильно продукции
Статья ни о чем. Автор даже не указал город, в котором находится РАФ – Елгава. Видимо не знаком с темой о которой пишет.
Я, горжусь этим авиоаромом я был бизнесмен 1995 плюсы минусы 3 года в этой теме, бас использовали и для дела когда обратно и два раза , для секса , пока ехали в Москву
Вот с какого авто сделали фольксваген это РАФ-М1 «Роксана»!!!!!!!!!!
Я был в командировке на РАФе первый и последний раз в июне 1991 г. Они тогда показали свою новую разработку – реанимобиль на базе РАФ-2203
Зачем жалеть что было? Задай себе вопрос, а что нового построили в России за 30 лет. Кроме того что разворовали и распилили.
Газ то выжил, может и Волгу возродят, а что касается азлк, Асатурян по-моему, так он и разворовал завод, ему Москва столько денег дала, что можно было построить новый завод, передовой. А что он, просто украл.
короче, латыши просрали РАФ, как и фармацевтическую промышленность, радиозаводы – всё, что оставили им “проклятые оккупанты”.
Ну, а москвичи “просрали” АЗЛК. В этом бардаке все чего-то потеряли.